Finversia-TV

Камчатка A A= A+

16.03.2015

БулановЮрий БУЛАНОВ

Председатель правления «Кузнецкбизнесбанка» (Новокузнецк)

Работа — работой, но уже не раз убеждался, что бывает очень полезно, планово отложив все важные рабочие вопросы, отключиться и побывать там, где нет ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни привычных коммунальных удобств...

Река

Желание побывать на Камчатке появилось давно, но было неконкретным, так как и далеко, и нет причины ехать именно туда, когда гораздо ближе ещё столько нехоженых лично рек.

Но вот другу-москвичу, давнему партнёру по сплавам и рыбалке, семья подарила на 50-летие сертификат на путешествие по Камчатке. Он быстро сообразил, что в сентябре в нашей рыболовной компании ещё один такой же юбилей… В итоге уже в феврале была сформирована команда и куплены билеты в обе стороны (сроки пребывания на Камчатке — с 5 по 15 сентября). Команда сложилась очень контрастная: бывалые таёжники и комфортофилы, крепкие мужики, взрослые женщины и два представителя поколения 80-х, шесть мужчин и четыре женщины, жители Москвы, Омска, Нижневартовска и Новокузнецка.

Камчатка1

Такой неоднородный состав участников предполагал некоторое усреднение условий путешествия, поэтому от привычного большинству аскетичного варианта вынужденно и осознанно отказались, прихватив газовую печь, небольшой походный холодильник, бензогенератор и бензопилу. Нас сопровождали два гида, Кирилл и Иван (обоим лет по 30), и Лера с Мариной — наши кормилицы.

Пятнадцатым и самым неприхотливым участником стал Север, камчатская лайка, молодой и дерзкий пёс, достоинства которого мы оценили чуть позже.

Водная часть нашего маршрута состояла из шести дней сплава с одной днёвкой по реке под названием Быстрая. Которая на деле оказалась действительно быстрой, но при этом удобной для сплава — только три несложных порога в последний день, принёсшие мелкие неудобства в виде мокрой одежды попавших под вал гребцов.

Камчатка2

Основное зерно путешествия было в рыбалке. Наслышавшись и насмотревшись легенд про камчатских лососей, мы серьёзно запаслись блёснами, лесками и удилищами в расчёте на ловлю 10–15-килограммовых экземпляров. К счастью, этот расчёт не оправдался. Почему к счастью? Уже на третий день пути вылавливаемых нами 1–3-килограммовых гольцов, кижучей и микиж было столь много, что мы, пользуясь присутствием в команде освобождённых поваров, наелись до упора ухи, варёных потрохов, жареного лосося, свежеприготовленной икры, лососёвых котлет. Кроме лососей в Быстрой в это время года, видимо, никто не живёт, полупроходные — голец, кижуч, кунджа и пресноводные — микижа и хариус. В июне нерестилась чавыча, примерно через месяц ждут кету — это мы узнали от наших гидов. Всё прекрасно ловилось спиннингом на блесну. Трудностей у нас было только три: подобрать нужную блесну, не растерять запас блёсен в зацепах и найти место с нужной динамикой речной струи, где скапливается рыба.

Камчатка3

Мест таких было много, но удаляться в одиночку из зоны видимости стоянки было категорически запрещено, ибо… медведи. На Камчатке их очень много, физические и физиологические следы их присутствия на реке попадались в большом количестве. Дважды мы видели и самих медведей (хорошо, что издали): одиночку, переходившего реку, и семейку из трёх особей, удалившуюся в лес от грозно облаявшего их с рафта Севера. Наш пёс при всей своей скромной комплекции рвался в драку. Собственно, его задача и была — учуять и облаять зверя, с чем он очень достойно справился. Встреч с медведями «нос к носу» у нас не случилось.

Утром 10 сентября, как раз в день 50-летия моего брата, случился первый заморозок, после чего каждый утренник встречал нас хрустящим на траве и палатках инеем. Забывшему вечером на улице одежду теперь приходилось её вначале оттаивать и сушить.

Настроения это никому не испортило, рыбу ловили все, и мужчины, и женщины, между мужской частью команды шло почти официальное соревнование: «Самая крупная рыба» и «Самый большой улов». Голец ловился у всех, но небольшой, редко 1–1,5 килограмма, и уже на второй день пути мы начали его выпускать обратно в реку. А вот хариус и кунджа ловились редко.

Камчатка4

В итоге в номинации «Микижа» победил новокузнечанин Александр, выловивший 18 рыбин, причём несколько очень крупных, по 2–2,5 килограмма, а в номинации «Кижуч» отличился автор этих строк, вытянувший из бурной струи на леску 0,3 самца кижуча на 5,3 килограмма, польстившегося на маленькую блёсенку Salmo №3. Сам бы усомнился такому факту, если бы не случилось стать его прямым участником.

Рыбу ловили и с берега, и с рафта во время сплава. Но в рафте места было немного для размахивания удилищами, и кому-то периодически приходилось не ловить, а сидеть с подсачком, помогая коллегам вытаскивать пойманную рыбу. Быстро нашли и определение этому занятию — «дуремарить», что было не менее ответственно, ибо досада от упущенной рыбы всегда объяснялась только неуклюжестью действий этого персонажа.

На четвёртый день пути количество пойманной рыбы уже никого не интересовало, весь последующий улов, кроме предназначенного к столу, мы выпускали. Первый раз в жизни абсолютное большинство из нас нарыбачилось вдоволь, сознательно отказавшись от стоянки на ещё одном удобном рыболовном месте.

Обстановка располагала к размышлениям, в голове вертелось: «Ми-киж-а», «Киж-уч» — что-то завораживающее. Кижи? Есть ли что общее? Скорее да, есть, надо бы покопаться в этимологии.

В состоявшийся юбилей устроили мы и настоящую походную баню, с последующим купанием в ледяной реке, а по возвращении в город с удовольствием побулькались в отличных Апачинских термальных источниках — после холодной таёжной реки это было особенно хорошо.

В конце путешествия урбанофилы, составлявшие меньшинство нашей команды, без спора согласились с комфортофобами, что нечто, лежащее в любых городских супермаркетах под гордыми ценниками «Лосось» и «Форель», с кулинарной точки зрения имеют много меньше отношения к этим благородным именам, чем репродукции картин Сурикова и Шишкина к их авторским полотнам.

Речная часть нашего путешествия благополучно завершилась.

Камчатка5

Океан

Ночь мы провели в гостинице Петропавловска-Камчатского. Вставать пришлось рано, чтобы в 6.30 уже быть готовыми к отходу на катере из Авачинской бухты. Шли учения Восточного военного округа, и была вероятность, что выход гражданских судов из залива могут ограничить: нужно было спешить.

Нам повезло, мы без осложнений вышли из бухты в океан. Немолодое, но крепкое судно уютно тарахтело, проходя мимо скал: Три брата, Корона и Камни Лаперуза, где, как нам сказали, затонула легендарная «Юнона».

Капитан Степаныч и два его помощника, Вован и Григорий, — вот и весь экипаж. Выйдя из бухты и повернув направо к Вилючинскому заливу, сразу встретили первого из морских обитателей — гревшегося на прибрежных скалах сивуча, абсолютно индифферентно отнёсшегося к нашим попыткам криками растормошить его и как-то побудить к активности. Лишь раз чуть приподняв голову, он так и продолжил комфортно загорать под лучами тёплого, по его меркам, сентябрьского солнца.

Далее состоялась встреча ещё интереснее: вначале мы увидели фонтан и, не спеша направившись в его сторону, минут 20 наблюдали, как резвится и кормится горбатый кит, совершенно не опасаясь трёх собравшихся вокруг него катеров с зеваками. К нему подплыла пара его сородичей, и мы ещё с полчаса любовались проворными гигантами. Один раз киты синхронно показали нам свои мощные спины буквально в пяти метрах от катера. Брызги, фонтаны, бьющие по воде хвосты... Для нас, впервые наблюдавших такое зрелище, оно было завораживающим.

Камчатка6

Чуть погодя мы подошли к берегу, где при помощи акваланга Григорий сходил на дно ив два приёма достал нужное количество камчатских крабов и морских ежей, которым вскоре суждено было стать нашим обедом. Пассажирам тоже предстояло внести свою лепту в подготовку трапезы, поэтому нам дали спиннинги, насадку в виде резаной рыбы и благословили на лов камбалы.

Этой плоской обитательницы морского дна мы наловили быстро и много, но сам процесс ловли совсем не впечатлил. Рыба ловилась с самого дна, висла на крючке, совершенно никак не передавая момент поклёвки по леске, вытягивалась наверх тоже легко, пассивно сопротивлялась, только ставя лагом своё широкое плоское тело. Вскоре, беря только экземпляры более килограмма, мы наловили заготовленный ящик. Камбала оказалась не серая, как мы привыкли видеть её мороженой на магазинных прилавках, а пёстрая и в крапинку, различных оттенков бежевого, видимо, под расцветку конкретного места обитания. Такая пассивная ловля быстро наскучила, что стало заметно и экипажу нашего судна, предложившего нам перейти в другое место, где уже ожидалась ловля морского окуня.

Застопорили ход, легли в дрейф. Приёмы ловли окуня немного отличались. Опустив снасть до дна, её необходимо было тут же приподнять на метр и в таком положении ждать поклёвок.

Камчатка7

Ждали совсем недолго: клевать начало сразу и у всех. Причём на контрасте с ловлей камбалы ощущения оказались очень яркие. Окунь резко бил по приманке, сильно сопротивлялся, сгибая в дугу жёсткие морские спиннинги... Вся наша компания шумно реагировала и обменивалась впечатлениями, визуально сравнивая, чей трофей самый крупный. Не менее половины клюнувших окуней сходило с крючка, но тут же случались другие поклёвки, и ящик для улова очень быстро наполнился. Двух самых крупных выловила Настя, дочь нашего московского друга, с чем мы её от души и поздравили.

Камчатка8

Вскоре зашли в Вилючинскую бухту, с видом на одноимённый вулкан. Предстоял морской обед, уха из кижуча: одного из них наш капитан Степаныч, профессионал и в этом деле, прямо при нас вытянул на спиннинг в тот момент, когда у нас на крючках повисала только вялая камбала.

Сошли на берег при помощи имеющейся для этих целей на судне надувной моторки, занялись приготовлением пойманного окуня. Солнце в зените, штиль, так и хочется искупаться в заливе, где около нас уже собрались несколько нерп, ожидающих своей порции обеда в виде рыбьей обрези. Но вода в Тихом океане, здесь, на Камчатке, даже летом не прогревается более чем на 12–14°, так что желающих окунуться среди нас не нашлось.

Нерпы своего, естественно, дождались, а мы, вернувшись на судно, были встречены продолжением пикника в виде варёных крабов и икры морских ежей, которую едят сырой. И крабы, и икра вкусны, но, удовлетворив гастрономическое любопытство, страдать от отсутствия этих деликатесов я точно не буду.

Камчатка9

Ближе к вечеру собрались в обратный путь. Океан слегка заволновался: как нам сказали, «один–полтора балла, пустяки», но, опасаясь приступов морской болезни, многие из нас отказались от наисвежайшей жареной камбалы. По дороге бурно обсуждали это наше совсем уж каботажное плавание и жалели, что не решились на двухдневку.

Обратно вернулись уже затемно, а по пути опять наблюдали игры пары резвящихся китов. Так состоялась моя первая встреча с Тихим океаном. Но впереди было не менее захватывающее приключение.