Анатолий Аксаков: «Создание такого механизма защитит людей от мошенничества» A− A= A+
Система передачи информации об абонентах телефонных компаний банкам стала одной из «горячих» тем сегодняшнего финансового рынка. Подробнее о сути предлагаемых новшеств в интервью порталу Finversia.ru говорит председатель Комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
- Законопроект, предусматривающий передачу банкам информацию об абоненте сотовых операторов вызывает неоднозначную реакцию. Его критикуют как в органах управления, так и в некоторых общественных организациях. Естественный вопрос в такой ситуации: а зачем вообще банкам нужно такое право – получать информацию об абоненте?
- Необходимость этого механизма продиктовало само общество. Очень часто мы слышим жалобы людей на то, что их «достают» коллекторы, разыскивая должника, который не имеет к ним отношения. Кстати, сами коллекторы говорят, что если бы имели возможность проверить данные об абоненте, то подобные ситуации прекратились бы.
Еще одно назревшее требование дня – телефон в современном мире используется как так называемый «второй фактор» упрощенной идентификации клиента финансовой организации, которая обеспечивает более комфортный и дистанционный доступ к услугам.
Третий момент – это даст возможность обеспечить банкам удобный и для них, и для их клиентов способ получить согласие человека на получение его кредитного отчета. То есть – облегчит людям процедуру получения кредита.
Это что касается выгод для россиян. Теперь о юридической стороне вопроса.
В настоящее время целым рядом федеральных законов установлена обязанность финансовых организаций по осуществлению индивидуального и персонифицированного взаимодействия с клиентами – физическими лицами с использованием номера мобильного телефона (например, законы «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О кредитных историях»).
Очевидно, что такое взаимодействие (предусматривающее обработку персональных данных) предполагает, что у банка есть достоверная информация о том, что тот или иной номер мобильного телефона принадлежит именно этому человеку. И тут возникает парадокс: одни законы требуют, чтобы банк по телефону взаимодействовали, а другие – не дают банку права получить информацию у операторов телефонной связи, что этот телефон зарегистрирован именно на этого пользователя. То есть по сути банкам «завязали глаза» и говорят: ты обязан установить, что твой собеседник – именно Петр, а не Иван.
- Какие именно сведения об абоненте предполагается передавать кредитным организациям?
- Тут никаких «подводных камней». Эти сведения четко регламентируются законопроектом, Это информация о том, что данный телефон принадлежит именно этому лицу, информация о смене абонентом номера, выдаче дубликата SIM–карты, о приостановлении оказания услуг связи.
Важно отметить, что Банком России установлены требования по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств. К числу этих требований относятся обязанность по обеспечению приостановления пересылки клиенту извещений (подтверждений) о принятии к исполнению распоряжений и иной защищаемой информации и по осуществлению перевода денежных средств на основании сообщений (кодов), отправленных с номера телефона, указанного в договоре с клиентом, в случае если оператору по переводу денежных средств стало известно о признаках, указывающих на изменение получателя информации, направленной оператором по переводу денежных средств и используемой при аутентификации клиента; отправителя сообщений (кодов) с номера телефона, указанного в договоре с клиентом, на основании которых осуществляется перевод денежных средств.
Именно поэтому важно дать банкам информацию о замене SIM-карты клиента, прекращении обслуживания или смене номера его телефона. Это даст возможность, упрощенно говоря, не отправлять СМС-сообщение с кодом доступа к вашим транзакциям неизвестно кому. А сейчас на практике такое вполне возможно и, к сожалению, происходит. Например, по данным Сбербанка, отсутствие у банка возможности проверить принадлежность номера телефона конкретному лицу приводит к снижению количества успешно завершенных регистраций физлиц в системе «Госуслуги» на 27,4%, а число неполученных по этой же причине выписок из Пенсионного фонда России лицами, уже имеющими подтвержденную учетную запись в «Госуслугах», составляет 24,4%. Иными словами – мы создали удобную систему электронных госуслуг, покончившую с советской «беготней за справками», а теперь снижаем ее эффективность, не давай возможность нормально идентифицировать человека по номеру телефона.
Не знаю как вам, а мне подобная «защита» довольно банальных и нейтральных сведений о моем телефоне только мешает.
- С этим можно согласиться, но возникает вопрос – а не создаст ли такой закон возможность доступа особо ретивых кредиторов к излишне личной информации? Не будет ли злоупотреблений?
- Механизм получения банками информации от телефонных операторов будет универсальным, единым для всех операторов связи и всех финансовых организаций. То есть в него уже априори заложено, что банки могут получить информацию «от сих до сих» и не более необходимого. Даже тарифы на предоставление этой информации будут регулироваться правительственными органами – это чтобы у операторов не возникло соблазна сделать такой доступ излишне дорогим для банков (а банки потом эти издержки перенесут на своих клиентов).
Более того, предполагается создание Единой информационной системы (ЕИС) проверки сведений об абоненте – физическом лице и о пользователях услугами связи абонента – юридического лица, индивидуального предпринимателя либо физического лица. Такая система станет единой точкой подключения для всех участников взаимодействия (и финансовых организаций, и операторов связи). То есть процесс будет и регламентирован, и автоматизирован.
Все мы отлично знаем, как утекают и потом «гуляют» по рынку всевозможные базы данных. В этом случае никакой базы данных об абонентах создаваться не будет. ЕИС не хранит персональные данные. ЕИС будет работать исключительно как шлюз для правильной адресации запросов пользователей и ответов операторов связи. Это делает ее и дешевле в эксплуатации и не превращает в еще одну точку потенциального рождения спама. И сразу упреждаю важный вопрос – ЕИС будет создаваться без каких-либо бюджетных ассигнований, исключительно за счет участников финансового рынка. Специалисты оценивают необходимы затраты в сравнительно небольшую сумму 30–40 млн. рублей.
- А государственное регулирование тарифов будущей системы не является, что называется, «нерыночным» решением?
- Нет, это вообще не новелла, а вписывается в уже существующую практику. Государственное регулирование ценообразования уже предусмотрено действующим законодательством – причем не только в отношении субъектов естественных монополий, но и в отношении иных хозяйствующих субъектов. Например, законом «О связи» установлен верхний размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера, устанавливаемый оператором подвижной радиотелефонной связи при заключении нового договора об оказании услуг связи (не более ста рублей). А размер и порядок взимания оператором единой биометрической системы платы за предоставление банкам информации о степени соответствия предоставленных биометрических персональных данных биометрическим персональным данным клиента – физического лица, содержащимся в единой биометрической системе, определяются Минкомсвязью России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и оператором единой биометрической системы.
ЕИС – это не некое искусственное образование, навязываемое участникам рынка. Недавний опрос, проведенный Национальным советом финансового рынка, показал, что в качестве одного из основных препятствий для заключения соглашений с операторами связи банки называют чрезвычайно высокие тарифы. То есть банкиры – за единую, симметричную для всех, равную по своим условиям систему, доступную как крупным, так и малым банкам.
Я убежден, что создание такого механизма позволит решить сразу несколько задач.
Во-первых, даст россиянам более комфортные возможности дистанционного управления своими счетами и получения банковских продуктов.
Во-вторых, коллекторы будут звонить именно должнику, а не тем, кому, к несчастью, достался «по наследству» его номер.
В-третьих (в главных!), защитит людей от мошенничества, связанного с телефонами, - мы все знаем, что такая практика становится, увы, все более и более распространенной. Сегодня мошенники с помощью токсичных SIM-карт, или подмены номера могут получить код вашей транзакции, совершить по вашим счетам операции, которые вы не санкционировали, получить доступ к вашему интернет-банкингу. Механизм доступа банков к информации об абоненте резко снизит подобные риски раз и навсегда.