Михаил Эскиндаров: «Если навыки выпускника не будут базироваться на знании – грош ему цена» A− A= A+
О вызовах, стоящих перед системой образования в современных условиях, качестве финансового образования и воспитательных функциях вузов порталу Finversia.ru рассказал ректор Финансового университета при Правительстве РФ, академик Михаил Эскиндаров.
- Михаил Абдурахманович, 21-23 марта в стенах вашего вуза состоялась международная научно-методическая конференция «Образование будущего: новые кадры для новой экономики». Как вы оцениваете прошедшее мероприятие?
- Оцениваю весьма положительно, по той простой причине, что сегодня и общество в целом, и, особенно, вузовское сообщество надеются на изменения в области образования. Рассматриваются вопросы того, каким оно будет в ближайшем будущем и через несколько лет. Интерес к проблемам, обсуждавшимся на конференции, подтверждается и количеством участников мероприятия – свыше 1000 человек из более чем 10 стран мира. В том числе, присутствовали представители более 100 вузов, принявших активное участие в дискуссиях. Считаю, что XXXI научно-методическая конференция удалась.
- В своём докладе на конференции вы процитировали слова Королевы из сказки Льюиса Кэррола о том, что надо бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. Получается у современного (финансового) образования не отставать от рынка труда? Особенно сегодня, в условиях новой технологической революции, цифровизации.
- Цифровизация экономики, внедрение новых технологий заставляет нас думать о новых кадрах для меняющейся экономики. Задача вуза состоит в том, чтобы не идти за рынком труда, а опережать его. Готовить специалистов, которые готовы менять рынок. В последние три года мы проводим серьезную реорганизацию учебного процесса, активно занимаемся развитием Департамента больших данных (машинного обучения). У нас есть несколько и образовательных, и исследовательских программ, связанных с финансовыми технологиями. Месяц назад мы торжественно открывали Институт цифровой экономики, где постарались собрать специалистов, способных подсказать и науке, и реальному сектору экономики, и финансовому сектору, и вузовскому сообществу, как и куда движется цифровизация. Мы запустили совместные образовательные программы с Институтом стали и сплавов и планируем и дальше развивать сотрудничество с техническими вузами.
Думаю, что все, уважающие себя, вузы, задумываются о том, какие кадры будут нужны нашему сектору, для того, чтобы опережать рынок.
Сегодня мы видим, как многие банки меняют свои функции, становясь финансово-технологическими платформами. На слуху сегодня, например, «Тинькофф Банк», Сбербанк, множество других финансовых структур, которые активно используют новые технологии. Безусловно, мы всё это учитываем, но, в то же время, остаемся приверженцами и традиционной банковской системы. Старые добрые банки, существующие уже тысячелетия, продолжат существование.
- Требует ли новая экономика, новые условия, новых же подходов к обучению, изменения методик образовательных программ? Мы слышали, например, что вы критически оцениваете возможности дистанционного обучения, опасаясь, что вузы могут утратить свою социальную, воспитательную функцию…
- Есть несколько общественных институтов, которые не меняются тысячелетиями. В первую очередь, это именно вузы. Создавались и разрушались империи, а вузы оставались и развивались. Разумеется, они трансформируются, используют новые технологии в обучении. Это и дистантное образование, и различные образовательные платформы. Но сам по себе университет несет большую воспитательную функцию. Как говорили классики, «образование без воспитания – это страшное оружие». Мы должны думать о том, что университет – это не только место получения знаний или навыков, но место создания общественных отношений, место, где формируются команды, находятся друзья.
При этом, конечно, мы уделяем всё большее внимание, например, открытым лекциям, онлайн общению с преподавателями, совместным программа с другими вузами, обладающими хорошим лекционным материалом. В перспективе необходимо вносить изменения в законодательство о получении параллельного образования – двух дипломов в один и тот же период. Например, если мы реализуем совместную программу с техническим вузом, чтобы и мы, и они имели право выдавать дипломы.
- А как насчёт пресловутого мирового опыта? Если сравнить отечественное и зарубежное высшее образование?
- На самом деле ведущие российские вузы не слишком отстают от западных в плане совершенствования образовательного процесса. Мы привыкли говорить, что образование на Западе замечательное, а российское – не очень. Но мы давно уже догнали, а по ряду параметров и обогнали наших зарубежных коллег. Другой вопрос, что у нас традиционно разные подходы к образованию. У них упор делается на самостоятельную работу студентов. Мы же ставим во главу угла аудиторные занятия. Там сегодня еженедельная нагрузка студента – 8-10 часов. У нас – до 27 часов. Можем ли мы сегодня полностью перейти на западную систему? Нет. Для этого надо менять систему школьного образования, заранее готовя студента к большому объему самостоятельной работы.
Это связано и с российским менталитетом. Объяви сегодня нашему студенту, что он будет готовиться к экзаменам самостоятельно, так он начнет подготовку, в лучшем случае, за три дня до них.
- У вас на стенах висят совместные фотографии, в том числе, с лучшими (или одними из лучших) отечественных работодателей. С представителями крупного бизнеса. Что они – работодатели – сегодня говорят о качестве российского образования, о качестве выпускников вузов?
- У меня такое ощущение, что мы через СМИ транслируем работодателям неправильную информацию. У них сложился определенный стереотип. Зачастую можно услышать такую фразу: «Забудьте всему, чему вас учили в университет». Это очень опасное заявление. Какими бы навыками или лидерскими качества не обладал молодой человек, если его умения не будут базироваться на знании – грош ему цена. Студент должен, сначала, получать знания и только потом навыки. Но знания не могут быть бесконечными. Поэтому необходимо научить человека осваивать новые знания.
Некоторые, скажем так, большие работодатели, предлагают давать студентам исключительно необходимые навыки (профессиональные, коммуникационные, лидерские). Но ведь человек за свою жизнь может даже неоднократно поменять сферу деятельности. Сегодня он, условно говоря, работает в банке, завтра – в другой области. При наличии базового образования эта смена занятий пройдет успешно, но если он не получил базовых знаний, мы оказываемся в ситуации, когда ракеты падают, ГЭС выходят из строя и так далее.
Я убежденный сторонник того, чтобы студент, хотя бы в первые четыре года, получал базовые знания, не совмещая учёбу с работой, не отвлекаясь на иные вопросы, не связанные с учебным процессом. Часто слышу, что студент, чуть ли не на первом курсе, должен выходить на работу. В чем тут необходимость?
- В зарабатывании на жизнь?
- Абсолютное большинство работающих ребят работают не для того, чтобы выжить. Это сказки. По крайней мере, в Москве. Мы готовы помогать нуждающимся студентам через различные наши фонды, через оказание материальной поддержки, через выделение дополнительных стипендий и так далее. Вплоть до работы в университете, в нашем бизнес-инкубаторе.
Если посмотреть на зарубежный опыт, то, например, в Китае, просто запрещено совмещать учебу и работу. Не только в бакалавриате, но даже в магистратуре. Может быть поэтому, в том числе, у них такие результаты в экономике?