Павел Самиев: «Малому бизнесу нужно больше информации о господдержке» A− A= A+
В «ОПОРЕ РОССИИ» создан комитет по финансовым рынкам. О том, какие задачи ставятся перед комитетом и каковы основные проблемы у малого бизнеса, портал Finversia.ru беседовал с его председателем, Павлом Самиевым, генеральным директором аналитического агентства «БизнесДром».
- Павел, в этом году «ОПОРА РОССИИ» создала комитет по финансовым рынкам, который ты и возглавил. Почему возникла необходимость его появления?
- У «ОПОРЫ РОССИИ», как у объединения, которое защищает права предпринимателей и работает для того, чтобы малому бизнесу было легче жить. Одна из ключевых задач – это сделать финансовые услуги для малого бизнеса более доступными. Также необходимо снять те барьеры, ограничения и проблемы, которые есть в общении малого бизнеса с банками и другими финансовыми организациями. Есть несколько болевых точек, которыми и должен заняться комитет по финрынкам, который курирует Павел Сигал, первый вице-президент «ОПОРА РОССИИ». Разобраться, что с ними делать, предложить какие-то инициативы. В том числе, законодательного характера, работая во взаимодействии с Банком России и банковским сектором, а также другими финансовыми институтами (страховщиками, МФО, инвестиционными компаниями) и государственными институтами поддержки.
- Давай тогда подробнее про эти проблемы, болевые точки. И как, в принципе, устроена эта система взаимодействия, через которую малый бизнес может доносить свои пожелания до финансовых институтов и регулятора?
- Комитет может собирать от участников «ОПОРЫ РОССИИ» и непосредственно с рынка комментарии относительно существующих проблем. Далее эти темы выносятся на обсуждение руководства «ОПОРЫ РОССИИ», которое транслирует их Банку России или другим органам, которые занимаются регулированием финансовых рынков. Кстати, первая встреча с ЦБ уже прошла в середине февраля. Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин представил главе ЦБ Эльвире Набиуллиной доклад о ключевых проблемах финансирования малого бизнеса. На мой взгляд, встреча была очень плодотворной: на ней были обозначены основные проблемы предпринимателей в части банковских и финансовых услуг. Обсуждались темы тарифов на эквайринг, блокировки счетов по 115-ФЗ, проблема залогового обеспечения при кредитовании, стоимость кредитов (в том числе, по льготным программам), гарантийная система. То есть то, что волнует предпринимателей.
- И Банк России вас услышал? Есть какое-то движение по обозначенным темам?
- По ряду тем мы видим это движение со стороны ЦБ. Например, тема тарифов за эквайринг является болезненной как для предпринимателей, так и для банков. Регулятор готовит большое исследование этого рынка через соответствующие запросы в банки. Со своей стороны, аналогичные запросы (по стоимости обслуживания), но уже в торговые предприятия, рассылает ФАС. На основании этого будет принято решение о том, стоит ли регулировать эту сферу, каким-то образом ограничивать тарифы. Необходимо добиться того, чтобы и у банков осталась какая-то маржа от этих операций, но и бизнес не нес чрезмерную нагрузку, иначе мы просто получим увеличение доли наличных платежей.
- Насколько, в действительности, является проблемой для бизнеса блокировка счетов по 115-ФЗ, формирование регулятором черных списков?
- Как раз для малого бизнеса эта тема крайне важна. Борьба, которую вел ЦБ (совместно с Росфинмониторингом и правоохранительными органами) по выявлению и пресечению операций по обналичиванию, отмыванию, транзиту, дали свой эффект. Нельзя не признать, что доля теневых операций в экономике снизилась. Но, к сожалению, критерии отнесения тех или иных операций к подозрительным с точки зрения 115-ФЗ не всегда позволяют исключить ошибку, в результате которой страдают предприятия, никогда не занимавшиеся противоправными операциями. Поэтому процедура выхода из черного списка должна быть проще и занимать меньше времени (и ЦБ это услышал и предпринял определенные меры), необходим пересмотр подходов к анализу банковских операций и, кроме того, очень важно снизить нагрузку на небольшие региональные банки, что также важно для малого бизнеса. Поясню – понятна задача проверки клиента, обслуживаемого в банке. Знать контрагентов этого клиента – тоже вписывается в эту логику. Но когда банк заставляют анализировать и контрагентов его контрагентов (уже третий уровень), это становится просто невозможным. Даже с точки зрения издержек на эти процедуры.
- Банкам проще отказаться от работы с таким клиентом.
- Совершенно верно. Для малого бизнеса это тоже ограничитель. ЦБ в этом вопросе нас услышал; будут предприняты меры по снижению этой нагрузки на банки.
- Помимо чисто рыночных историй по взаимодействию с финансовыми институтами, комитет будет работать и с госструктурами. Насколько я понимаю, имеются в виду различные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. Каким образом вы, как комитет, как «ОПОРА РОССИИ» в целом можете повлиять на их политику, на решения?
- Начну с того, что в конце прошлого года на съезде «ОПОРЫ РОССИИ» выступал президент России Владимир Путин, который отметил, что одна из задач – повышение доступности финансирования для малого бизнеса и увеличение его объемов. Но было подчеркнуто, что без инструментов господдержки (гарантийная система, льготное кредитование, другие формы финансирования) эта задача не может быть выполнена. Для «ОПОРЫ РОССИИ» это тоже ключевая зона приложения усилий. Ведь добиться низких ставок кредитования для малого бизнеса можно либо через предоставление финансовым институтам более дешевого целевого фондирования, либо через гарантийную систему уменьшив для них риски кредитования.
Нам необходимо определить вместе с государством и кураторами конкретных программ поддержки реально работающие критерии их эффективности. Потому что сейчас может возникать ситуация, при которой некоторые гарантийные фонды считают, что чем меньше они выдали гарантий, тем меньше приняли на себя рисков, и тем эффективнее работают.
- То есть получили финансирование и пытаются его просто сохранить?
- Да. Размещают средства на банковских депозитах, зарабатывая процентный доход. Но цель этих фондов совсем в другом. Необходимо, чтобы они работали на малый бизнес, активно выдавали поручительства, повышали финансовую грамотность предпринимателей, помогали им работать с банками, с МФО, с лизинговыми компаниями.
- Были бы менторами.
- Да, становились бы проводниками на финансовый рынок.
Это одна составляющая. А вторая – это другие программы господдержки. Необходима их синхронизация. Чтобы предприниматель мог увидеть все доступные варианты. Потому что сейчас опросы и «ОПОРЫ РОССИИ», и других структур показывают, что одна из ключевых проблем – что бизнес вообще ничего не знает о программах поддержки. Слышали, что что-то есть, но где найти конкретную информацию почти никто не знает. Одной из своих задач мы видим донесение этой информации до малого бизнеса. Например, заставить госструктуры, те же фонды, активнее коммуницировать с предпринимателями.
- Я заходил на сайты некоторых фондов поддержки малого бизнеса, изучал условия предоставления финансирования, критерии, которым должен соответствовать бизнес для этого. Не кажется тебе, что и здесь есть над чем работать, потому что на мой взгляд, во-многом, это просто запретительные бюрократические процедуры?
- Набор необходимых документов, сроки рассмотрения заявки, другие процедуры, конечно же, тоже являются ограничителем. Целиком отменить их нельзя, система оценки рисков необходима, но мне кажется, что можно было бы синхронизировать эту работу со стороны банков и фондов, чтобы исключить дублирующие процедуры. Здесь есть ряд нормативных требований, которые необходимо будет учесть, но это не является невозможным.
- Ты упоминал, что комитет будет работать не только с банками госструктурами, которые могут предоставлять финансирование малому бизнесу, но и с другими фининститутами. О чем речь?
- Мы понимаем, что для малого бизнеса, в его структуре потребностей, которые он может удовлетворить на финансовом рынке, гораздо большее место занимают сегменты, не так широко представленные, как банки. Это и МФО, и лизинг, и факторинг, и краудфандинг, и страховые компании.
- Опять всё крутится вокруг финансирования…
- Но мы же комитет по финансовым рынкам. Так вот. Лизинг, например, по своим масштабам сегодня, едва ли не сопоставим для малого бизнеса с банковским кредитованием. Для многих предприятий именно лизинг является базовым источником финансирования. По крайней мере, для приобретения основных средств. Факторинг – это быстро растущий рынок, который позволяет малому бизнесу привлекать финансирование на таких условиях и в таких объемах, на которые не пойдут банки (даже специализирующиеся на торговом финансировании).
Но, к сожалению, и здесь у предпринимателей отсутствуют нормальные коммуникации с этими сферами, рынками. Кроме того, в этих отраслях слабее проработаны программы господдержки. Между тем, при соответствующем расширении госпрограмм, лизинг и факторинг – мощные инструменты для развития малого бизнеса. Поэтому комитет будет рассматривать все эти темы. Мы ждем инициатив и от предпринимателей, и от банкиров, и от других участников финансового рынка.
Павел Самиев, председатель комитета «ОПОРА РОССИИ» по финансовым рынкам, генеральный директор «БизнесДром»
Окончил экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и Национальный институт бизнеса МосГУ.
Карьеру начинал в 2002 году в компании «Ингосстрах» на должности экономиста департамента комплексного страхования.
В 2003 году назначен экспертом отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА». В дальнейшем занимал в агентстве должности руководителя направления банковских рейтингов и департамента рейтингов фининститутов. В 2008 году назначен заместителем генерального директора.
В 2014 году стал генеральным директором «Эксперт РА», а также исполнительным директором аналитического центра «Института страхования».
В 2015 году вступил в должность управляющего партнера Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
С 2016 по 2019 год – управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА).
С 2019 года – председатель комитета «ОПОРА РОССИИ» по финансовым рынкам.