Юрий Колесников: «После февральских событий рынок краудлендинга сильно встряхнуло» A− A= A+
Соучредитель краудлендинговой платформы MoneyFriends, заведующий кафедрой финансового права ЮФУ Юрий Колесников – о динамике рынка краудлендинга после февральских событий, важности закона о ЦФА для инвестиционных платформ и пользе совмещения компетенций «юриста» и «финансиста».
– Как рынок краудлендинга отреагировал на кризис, последовавший за специальной военной операцией? В какую сторону и как сильно изменились условия ведения бизнеса и показатели рынка за прошедшие полгода?
– Несмотря на кризис, последовавший за военной операцией, рынок краудлендинга достаточно быстро восстановился после резкого снижения деловой активности в Российской Федерации в феврале 2022 года.
Динамика рынка краудлендинга в России действительно продемонстрировала резкое падение объемов выданных займов с февраля. Так, в феврале было выдано займов на сумму 825 млн. руб, а в марте (682 млн. руб.), апреле (708 млн. руб), мае (709 млн. руб) данный показатель резко снизился, но уже к июню (853 млн. руб) набрал прежние обороты и начал расти, а к августу объем выданных займов и вовсе составил 1,165 млрд. руб. Для сравнения – объем выданных займов в сфере краудлендинга в РФ за август 2021 года составлял 682 млн. руб.
Таким образом, несмотря на ухудшение условий ведения бизнеса в стране, потребность субъектов МСП в получении финансирования не только не снизилась, но и продемонстрировала стремительный рост за последние месяцы, что, безусловно, положительно влияет на рынок краудлендинга в целом.
– Сказались ли возникшие экономические сложности на деятельности платформы Money Friends? Как именно?
– Во-первых, общие экономические тенденции рынка привели Money Friends к необходимости искать новые пути развития и повышения надежности краудлендинга. Так, в сентябре на платформе Money Friends запустился новый продукт – «заем бизнесу под залог транспортного средства», который позволяет заемщикам привлекать инвестиции на платформе под залоговое обеспечение транспортного средства. В конечном итоге это позволит предоставить инвесторам дополнительную гарантию возвратности средств в рамках заключенных договоров займа, что особенно актуально на фоне текущей экономической ситуации.
Во-вторых, экономические сложности особенно сильно сказались на заемщиках, деятельность которых плотно связана с взаимодействием с иностранными контрагентами. В некоторых случаях это приводило к образованию просроченной задолженности по действующим договорам займа, однако во всех случаях Money Friends держали плотную связь с заемщиком и вели постоянные переговоры, а в случае недостижения какого-либо результата – взыскивали соответствующие суммы в судебном порядке, что, конечно же, требовало от нас дополнительных усилий.
– Вы пересматривали стратегию развития?
– После февральских событий рынок краудлендинга сильно встряхнуло, как с точки зрения обслуживания текущих займов, так и с позиции новых потребностей рынка. Конечно, отдельные аспекты стратегии развития претерпели некоторые изменения, но ее цель – поставить краудлендинг как способ финансирования в один ряд с аналогичными банковскими продуктами по распространенности – ничуть не изменилась.
– Банк России в своем первом обзоре рынка краудфандинга отмечает, что в текущих условиях краудфандинг становится перспективным направлением получения и предоставления финансирования для бизнеса. В чем конкретно выражаются сегодня его преимущества?
– Во-первых, функционирование инвестиционных платформ предполагает полный и безоговорочный переход на электронный документооборот, который позволяет повысить удобство привлечения финансирования. Зачастую руководители лиц, привлекающих инвестиции, удивляются отсутствию каких-либо бумажных носителей договоров и прочих консервативных способов сопровождения сделок.
Во-вторых, краудлендинг позволяет действующему бизнесу привлечь финансирование в рекордно краткие сроки – от нескольких часов до нескольких дней, что может быть особенно актуально в условиях необходимости получить денежные средства на какие-либо срочные задачи бизнеса.
В-третьих, краудлендинг позволяет субъектам предпринимательства выходить в публичную сферу и знакомиться с потенциальными будущими инвесторами, которые, возможно, станут покупателями ценных бумаг такого заемщика в будущем в случае его выхода на IPO.
– Какой вклад краудфандинг может привнести в экосистему зеленого финансирования? Как вы оцениваете его потенциал в этом направлении?
– Краудфандинг обладает огромным потенциалом в развитии экосистемы зеленого финансирования в Российской Федерации. Во-первых, самой спецификой функционирования (полный переход на электронный документооборот) операторы инвестиционных платформ полностью соответствуют принципам устойчивого развития. Во-вторых, полагаю, что в обозримом будущем степень ответственности бизнеса за реализацию принципов ESG в своей деятельности будет напрямую влиять на восприятие такого бизнес-субъекта инвесторами. Вероятно, инвесторы будут охотнее инвестировать в «зеленые» компании, осознавая тем самым свой вклад на мировом уровне. С другой стороны, это стимулирует бизнес ориентироваться на становление «экологически благоприятными» компаниями, так как это может существенно упростить им привлечение финансирование через краудлендинг.
– В одной из своих статей вы писали, что закон о ЦФА дает возможность получать займы в обмен на токены. Расскажите подробнее, какое место в этом процессе занимают инвестиционные платформы?
– Несмотря на то, что действующее законодательство установило необходимость взаимодействия множества субъектов для выпуска / оборота ЦФА, роль которых в этом процессе не всегда однозначно ясна, операторам инвестиционных платформ отведено однозначное место в этой цепочке. Оператор – субъект, осуществляющий деятельность по организации привлечения инвестиций путем приобретения ЦФА. Иными словами, именно благодаря оператору инвесторы приобретают возможность приобрести с использованием инвестиционной платформы ЦФА у лица, привлекающего инвестиции. Инвестор получает ЦФА в виде каких-либо прав, а лицо, привлекающее инвестиции, – финансирование для бизнеса. Важно заметить, что о классической конструкции займа в описанном примере речь не идет, поскольку заключается «договор инвестирования», связанный с передачей ЦФА инвесторам. Пока неясно, как такой механизм будет работать на практике.
– Какие факторы, по вашему мнению, сдерживают развитие рынка? Какие шаги помогли бы их преодолеть?
– Во-первых, законодатель еще не успел воспринять нужды рынка краудлендинга. Так, зачастую на операторов инвестиционных платформ накладываются достаточно жесткие правовые ограничения, которые не позволяют в должной мере реализовывать потенциал рынка. Например, законом «О рекламе» (ч. 5.3. ст. 28) не допускается реклама, связанная с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы путем предоставления займов. Иными словами, на данный момент запрещено рекламировать услуги, связанные с привлечением инвестиций, потенциальным заемщикам.
Во-вторых, немалую роль играет и относительно слабая осведомленность субъектов предпринимательской сферы и граждан о существующем в России рынке краудлендинга. Зачастую бизнес попросту не знает о таком инструменте привлечения финансирования, а инвесторы замкнулись в существующих инструментах инвестирования (депозиты, ценные бумаги и проч.) и не обращают внимания на краудлендинг.
В-третьих, большинство проблем рынка краудлендинга на данный момент связано преимущественно со временем существования данного инструмента в РФ. Несколько лет – не такой большой срок жизни подобного рода проектов для изучения их проблемных аспектов и их полной ликвидации.
Ключ к преодолению всех проблем рынка краудлендинга – планомерный и системный подход в планировании бизнес-процессов, взаимодействии с надзорными органами и законодателем, который бы в конечном итоге позволил краудлендингу стать одним из основных способов финансирования действующего бизнеса.
– Каков ваш прогноз по рынку до конца текущего года? Что может помешать его дальнейшему росту?
– В текущих условиях особенно сложно давать какие-либо прогнозы в части развития рынка краудлендинга в России. Учитывая тенденции прошлого года и последних трех месяцев, вполне возможно, что до конца календарного года ежемесячные объемы выданных займов вырастут до 1,5-1,6 млрд. руб.
Препятствующие факторы, конечно же, прежде всего экономико-политические. Более того, уже сейчас наблюдаются определенные тенденции в чрезмерном регулировании деятельности операторов инвестиционных платформ. Логика законодателя ясна – защитить потребителей финансовых услуг от недобросовестных субъектов. Однако в погоне за этой целью не стоит забывать и о том, что краудлендинг – довольно молодая сфера отечественного финансового рынка, которой будет не просто преодолеть огромную регуляторную нагрузку.
В целом можно с уверенностью говорить о том, что рынок краудлендинга демонстрирует стабильный и планомерный рост и не испытывает на себе каких-либо критических факторов, которые могли бы существенно препятствовать его развитию.
– Среди прочего вы еще и руководитель магистерской программы «Юрист-Финансист». Можете объяснить, чем юристу может быть полезно знание экономики и финансов?
– Стык экономики, права и финансов позволяет стать юристу по-настоящему уникальным специалистом и существенно повысить свою стоимость на рынке труда. Взгляд, способный одновременно учитывать при решении поставленных задач как финансово-экономические, так и правовые аспекты всегда позволяет находить оптимальное, наиболее эффективное решение. При этом абсолютно неважно, где такой специалист видит себя в будущем – в налоговой сфере, в деятельности IT-компаний, работе в суде и проч.
Совмещение взглядов и знаний, навыков и компетенций «юриста» и «финансиста» именно тот фактор, который способен быть не просто «полезным», но и кардинально изменить профессиональный подход юриста в своей деятельности.
– Ваше отношение к случайности? Какую роль она сыграла в вашей жизни, в бизнесе?
– Как показывает опыт, случайности не случайны. Иногда кажется, что все происходит в моменте, однако каждому случаю предшествует совокупность действия и решений, которые и проводят нас к нужному результату.
– Что определяет успех в бизнесе? Каковы его составляющие?
– Для каждого человека успех – понятие уникально и неповторимо. Начну с того, что я не отделяю личную жизнь и бизнес, если ты встал на путь предпринимателя, то ты принял решение, что эти две сферы объединяются воедино. Я считаю, что сегодня самый важный ресурс – люди, поэтому когда мои работники говорят мне «спасибо» – для меня это успех, но и, конечно, цифры в финансовом отчете!
– Какие способности становятся ключевыми в мире, где предсказывать будущее очень и очень непросто?
– Во-первых, стрессоустойчивость, во-вторых, способность выходить из зоны комфорта, в-третьих, не стараться предсказывать будущее, а заниматься сегодняшним днем и влиять на то, что ты можешь действительно изменить.
– Принятие решений в условиях неопределенности – каким оно вам видится?
– Все зависит от ситуации. Когда ты управляешь компанией из пяти человек, то есть – малый бизнес, то, скорее всего, принимать рисковые решения, чтобы попробовать победить своих конкурентов партизанскими методами. А вот когда ты уже представитель среднего и большого бизнеса, то на тебе лежит огромная ответственность, все действия должны быть взвешенными. Главное помнить, что рано или поздно кризис закончится и наступить светлое будущее!
– Три ключевых правила в бизнесе?
– Честность со своими партнерами по бизнесу, открытость и креативность.