Finversia-TV
×

100 и 1 способ потерять деньги A A= A+

Размер денежных потерь россиян от действий мошенников быстро растет. Основные способы хищений остались прежними. Но появляются и любопытные новации.

На минувшей неделе прогремела замечательная история о том, как простая русская женщина своими руками за месяц сняла со счетов в банках и отдала мошенникам все свои сбережения в размере 400 миллионов рублей.

Правда, историю эту мы узнали далеко не из первых рук. И что там было на самом деле – кто знает? Вполне возможно, например, что женщина захотела вместо жалких банковских 3% годовых получить большой куш в очередной финансовой пирамиде.

Этот случай удивляет только размером суммы, которая досталась мошенникам. Ведь хищений денег россиян мошенниками с каждым годом становится все больше. Недавно Банк России опубликовал два больших отчета с анализом мошенничеств с деньгами клиентов банков за 2019 и 2020 годы. Из них мы можем узнать интересные детали.

Объем зафиксированных статистикой краж денег со счетов клиентов банков в 2020 году возрос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом и составил 10 млрд. рублей. При этом число мошеннических операций возросло на 34% до 773 тысяч. Основной удар мошенников пришелся на физлиц – они потеряли 8,7 млрд. рублей. При этом средняя сумма хищения составила 11,4 тыс. рублей.

Объем зафиксированных статистикой краж денег со счетов клиентов банков в 2020 году возрос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом и составил 10 млрд. рублей. При этом число мошеннических операций возросло на 34% до 773 тысяч.

Банки стали реже возвращать похищенные средства частным клиентам – в 2020 году они вернули всего 11% похищенных средств против 15% в 2019 году. Центробанк объясняет это тем, что кражи совершались в 62% случаях с использованием мошенниками методов социальной инженерии. При этом жертвы мошенничества сами сообщают конфиденциальную информацию злоумышленникам. А это согласно договору с банком и статьи 9 закона №161-ФЗ лишает жертву права требовать с банка возврата похищенных средств. Банк России заявляет, что готовит некие изменения в законодательство, чтобы повысить защищенность клиентов банков. Но вряд ли это изменит ситуацию, так как повышенная защищенность операций автоматически усложнит их проведение для клиентов банков.

В 57% случаев злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности банка, еще в 41% случаев – просто сотрудниками банка. Во время пандемии появились и новые способы хищений. Например, злоумышленники выманивали персональные данные и деньги россиян под видом предоставления им помощи в получении государственной поддержки. А по данным «Лаборатории Касперского», в 2021 году участились звонки мошенников, представляющихся сотрудниками госструктур, например, полиции и даже работниками Банка России. Мошенники ведут себя напористо, и даже предупреждают своих жертв об ответственности в случае отказа с ними сотрудничать.

Хотя доля мошеннических операций в общем объеме составила всего 0,0012%, речь идет только о документально зафиксированных Банком России мошенничествах. По мнению некоторых экспертов, в реальности сумма потерь может быть значительно больше. Например, по данным компании BrandMonitor, за 2020 год телефонные и онлайн-мошенники выманили у россиян 150 млрд. рублей.

Банки стали реже возвращать похищенные средства частным клиентам – в 2020 году они вернули всего 11% похищенных средств против 15% в 2019 году.

Успешность работы «социальных инженеров» Банк России объясняет, в том числе наличием в нелегальном обороте персональных данных россиян. Недавно появилась новость о выставлении на продажу хакерами данных 100 тысяч россиян, желающих оформить кредит в банке «Дом.РФ». В базе содержатся такие персональные данные как сумма и вид запрашиваемого кредита, ФИО, дата рождения, номер телефона, данные паспорта, ИНН и СНИЛС, домашний адрес, место работы и должность, размер дохода.

Основные виды операций мошенников по данным Банка России таковы.

Злоумышленники под предлогом остановки списания средств с вашей карты мошенниками узнают у вас данные карты, коды из СМС-сообщений и другую необходимую для похищения денег информацию.

Мошенники сообщают вам об ошибочном переводе денег на вашу карту, просят снять их в банкомате и перевести владельцу или перечислить на «безопасный» счет.

Мошенники сообщают о доступе злоумышленников к вашей системе ДБО, и просят под предлогом смены пароля продиктовать им код из СМС, необходимый для доступа в личный кабинет ДБО и хищения средств.

Мошенники просят под предлогом заражения вирусом вашего смартфона установить на него якобы безопасное приложение, на самом деле позволяющее им удаленно совершить кражу средств.

В 57% случаев злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности банка, еще в 41% случаев – просто сотрудниками банка.

В некоторых случаях происходит хищение не только ваших средств со счетов, но и кредитных средств, например, с кредитной карты, за пользование которыми до момента их возврата банк потом будет еще и начислять проценты.

Во всех случаях мошенники настаивают, что принять решение и действовать жертве нужно быстро, чтобы спасти деньги, которые пытаются похитить. Кстати, такая спешка является важнейшим признаком мошенничества и обязательно должна вас насторожить.

Аналитический проект Tinkoff Data приводит интересные данные опроса 16 тысяч россиян. Звонки от спамеров получали в последнее время 98%, а от мошенников – 90% опрошенных. Около 80% звонков с неизвестных абонентам номеров – это звонки злоумышленников. Количество звонков от мошенников быстро растет – за январь-апрель 2021 года рост составил 170% в сравнении с этим же периодом прошлого года!

Успешность работы «социальных инженеров» Банк России объясняет, в том числе наличием в нелегальном обороте персональных данных россиян.

По сути, за деньгами россиян идет настоящая охота с участием мошенников и проходимцев всех мастей. Надеяться на скорое изменение законодательства в части бОльшей ответственности банков я бы не стал. На внезапные успехи полиции в борьбе с мошенниками тоже надеяться не стоит. Ведь в каждом отдельном случае мошенничества украденная сумма невелика, а поиск мошенников сильно затруднен из-за используемых ими технических средств. Часто мошенники задействуют группы в разных регионах страны и за пределами России, что еще больше затрудняет их поимку.

А так как банки возмещают жертвам ущерб редко, а полиция находят мошенников еще реже, то все чаще предлагаются радикальные средства борьбы с мошенничеством. В июне планируется рассмотрение Госдумой изменений в законодательство, дающее россиянам право добровольно блокировать выдачу им любых кредитов и займов. А Центробанк готовит документацию, которой обяжет банки ограничивать дистанционный доступ к счетам клиентов по их просьбе. Подобную возможность и сегодня некоторые банки уже предоставляют своим клиентам, но регулятор планирует сделать ее обязательной для всех банков.

Как же уберечься от финансовых мошенников, желающих похитить ваши деньги? На этот счет есть множество технических рекомендаций, в том числе – и от самого Банка России.

За деньгами россиян идет настоящая охота с участием мошенников и проходимцев всех мастей. Надеяться на скорое изменение законодательства в части бОльшей ответственности банков я бы не стал. На внезапные успехи полиции в борьбе с мошенниками тоже надеяться не стоит.

Полезно не держать на банковской карте крупных сумм денег, например, в размере, бОльшем ваших среднемесячных расходов. Для хранения денежных средств на срок от пары месяцев лучше подходят банковские депозиты. Можно также установить лимиты на максимальную сумму операций через системы ДБО в день и в месяц. Внимательнее относитесь к своим персональным данным, не выкладывайте в соцсетях в общий доступ ваш номер телефона, а тем более – сканы паспорта, водительских прав и других документов, в том числе – банковских карт.

К сожалению, большинство финансовых мошенничеств по-прежнему совершается с помощью методов социальной инженерии. Поэтому одна из самых важных рекомендаций – не вступайте в разговоры о ваших деньгах в банке по телефону с незнакомыми людьми, кем бы эти люди вам не представлялись. А при необходимости что-либо выяснить звоните в банк сами по указанному на вашей банковской карте или на сайте банка номеру телефона. И будьте осторожнее при общении в соцсетях и мессенджерах. Напомню – в большинстве случаев удавшегося мошенничества жертва сама выдает нужные данные мошенникам или даже помогает им в выводе своих денег.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Горячая цифра

Корпоративные новости

Все новости »

Фотоотчеты