Актуальные тенденции IT в финансовой сфере A− A= A+
Банков в стране становится всё меньше, однако конкуренция между ними становится всё жёстче, а кроме того, банки начинают конкурировать с другими финансовыми компаниями. Одновременно растёт регуляторная нагрузка на всю отрасль. Как в этой связи изменился бизнес IT-разработчиков?
Банк России продолжает вычищать сектор от недобросовестных участников, хотя уже дважды руководство регулятора объявляло, что процесс этот близок к своему завершению. Тем временем количество кредитных организаций продолжает таять: еще недавно их было больше 500, но на 1 июня 2018 года в живых осталось лишь 485. И очевидно, что не за горами тот день, когда мы начнём – обратный - отсчёт уже третьей сотни. Последствия отзыва банковских лицензий у небольших частных банков довольно широко обсуждаются, особенно минусы. Однако у процесса есть и не всегда очевидные – с первого взгляда – последствия. Речь идёт о таком высокотехнологичном секторе российской экономики, как IT-сектор - сектор высокотехнологичных софтверных разработок. Очевидно, что разработчики страдают от зачистки не меньше малого и среднего бизнеса, который в результате отзыва лицензий остаётся буквально ни с чем. Так ли это? Портал Finversia.ru опросил ведущих российских IT-разработчиков с целью выяснить, как происходящие события повлияли на их бизнес.
Оказалось – забегая вперёд – что их бизнес почти не пострадал. Более того – открылись новые рынки. И тому есть две причины. Первая – увеличились заказы от других финансовых компаний, многие из которых уже сегодня вступили в конкуренцию за банковских клиентов. Речь идёт, конечно же, об МФО, но не только. Новые рынки с лихвой уже сегодня компенсируют выбытие из игры банков и позволяют рассчитывать на расширение клиентской базы.
Новые рынки для разработчиков
- Да, в связи с отзывами лицензий банков как клиентов стало меньше. Наши новые клиенты - это участники микрофинансового рынка – микрофинансовые (МФК), микрокредитные (МКК) и лизинговые компании, а так же ломбарды и краудфандинговые компании, которые сделали свой выбор в части автоматизации бизнеса в пользу АФРС FinMaster, - приводит пример Игорь Даниловский, главный архитектор проектов FinMaster.
К перечисленному списку остальные разработчики добавляют клиринговые организации, брокерские компании, а также инвестиционные фонды.
Михаил Белов, директор по продажам компании «Банковские информационные системы», упоминает и фактор внешней экспансии:
- Мы активно развиваем сотрудничество с банками и финансовыми компаниями в странах ближнего зарубежья (в том числе в Казахстане, Таджикистане и Республике Беларусь).
Сергей Еремеев, коммерческий директор компании РДТЕХ, отмечает также универсальность разработок собственной компании:
- Ряд IT-решений, которые наша компания изначально позиционировала как решения для банков, сегодня становятся кросс-отраслевыми. В частности хранилище данных и электронный архив документов подходят также страховым компаниям, пенсионным фондам, предприятиям промышленного сектора. Это позволяет смотреть в будущее с еще большим оптимизмом.
Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ, обращает внимание на укрупнение банковского рынка, что меняет запросы - новые масштабы бизнеса требуют более производительных промышленных систем. В ЦФТ отмечают увеличение доли крупных компаний в клиентском портфеле.
Среди 14-ти новых клиентов Инверсии по итогам 2017 года – три не имеют к банкам отношения. Олег Кузьмин, заместитель генерального директора компании Инверсия, обращает внимание на такие процессы, как миграция банков от одного разработчика к другому:
- Где-то сильно падает качество и банк начинает искать альтернативу, где-то чехарда с акционерами и менеджментом, где-то возрастают затраты настолько, что в рамках оптимизации бюджета становится проще поменять разработчика и программное обеспечение. И в результате качественное решение за разумные деньги находит своих покупателей – вот уже три раза за последние пять лет мы выходим в лидеры по количеству новых клиентов среди разработчиков АБС в России.
«Рука регулятора» и отчётность в формате XBRL
Все опрошенные разработчики указывают на «руку регулятора» – как фактор, который добавил им работы и клиентов. Если раньше драйвером процесса были потребности клиентов банков, сокращение издержек на внутрикорпоративные бизнес-процессы, то теперь дополнительный импульс исходит от государства и регулятора.
- Всего восемнадцать типов организаций, которые постепенно должны перейти на новый единый план счетов и отчетность в формате XBRL. У ЦФТ есть решение, отвечающее всем текущим потребностям в технологической поддержке НФО. Мы разработали XBRL-конвертер для работы НФО с новым форматом отчетности. Уже выполнили несколько проектов в этой области. Среди наших клиентов – компании «Росгосстрах», «Д2 Страхование», ряд МФО и др. Активно продвигается на рынке и решение «ЦФТ-Корпорация», предназначенное для централизации деятельности крупных корпораций, холдингов, - рассказывает Андрей Фомичев.
Как старые клиенты становятся новыми
Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, в этой связи говорит, что многие старые клиенты стали новыми:
- Банки, которые создавали хранилища данных преимущественно для решения управленческих задач, сегодня осознают, что заложили прочный фундамент для решения множащихся RegTech-задач. В результате многие «старые» клиенты становятся для нас «новыми». Вместе с тем, наш без малого двадцатилетний опыт не остается незамеченным и в небанковском секторе. Для крупных распределенных бизнесов характерна высокая степень аккумулирования данных и им интересны наши компетенции в части монетизации данных и построения систем управленческой аналитики.
Бюджет на новые технологии
Другой важный вопрос для развития IT-индустрии – увеличивают ли финансовые компании свои бюджеты на IT или уменьшают.
Андрей Фомичев отмечает рост инвестиций крупных банков на развитие новейших технологий, в частности, на биометрическое распознавание, machine learning.
- Общий уровень расходов банков на IT не падает, - оценивает ситуацию эксперт.
Олег Кузьмин, согласен с коллегой - жёсткая конкурентная среда заставляет вкладывать деньги в развитие новых технологий и вывод на рынок новых продуктов.
- Соответственно, наши клиенты активно покупают и внедряют решения по автоматизации взаимодействия в рамках СМЭВ и интеграции с различными электронными сервисами. Новый импульс получило развитие линейки модулей по поддержке принятия решений о выдаче и реструктуризации кредитов, скорингу, работе с проблемной задолженностью, ЭЦП и современных средств идентификации. Банки, в том числе из Топ-50, активно интересуются функционалом по автоматизации операций с ценными бумагами, осваивают новые для себя инструменты по брокерскому обслуживанию клиентов, по операциям с биржевыми и внебиржевыми деривативами.
Две трети наших клиентов – это средние и малые банки. Их бюджеты и так были небольшими. Те, кто выживают, бюджеты не сокращают. Более того, многие, чтобы поддерживать конкурентоспособность инвестируют в переход на ЦАБС «Банк 21 век» с АБС предыдущих поколений других вендоров. Среди банков из первой сотни мы также не видим существенной экономии по тем проектам, по которым мы работаем с ними. Возможно, если и идут сокращения, то по каким-то другим направлениям, не касающимся автоматизации основных технологических процессов. Мы даже в определённом выигрыше, так как оптимизируя затраты, банки устраняют «зоопарк» из нескольких АБС, выбирая в большинстве случаев в качестве универсальной платформы наше решение.
Юлия Амириди видит расслоение рынка – на тех, кто развивает новые сервисы и тех, кто вынужден экономить.
- Своей конечной целью многие из тех, кто увеличивает IT-бюджеты, обозначили трансформацию в IT-компании с банковской лицензией. Они включились в конкурентную борьбу на технологической основе, в том числе чтобы сократить время выведения продуктов на рынок (time to market), демассифицировать предложения клиентам, ускорить работу бизнеса, и в результате наращивают инвестиции в IT, активно экспериментируют с перспективными финтех-стартапами. На другом полюсе - менее крупные кредитные учреждения, лишенные опеки государства и доступа к дешевым ресурсам. Они вынуждены экономить и оптимизировать IT-бюджеты, финансируя в первую очередь поддержку в рабочем состоянии IT-инфраструктуры, выполнение требований регуляторов и точечный запуск новых проектов со сжатыми сроками и быстрой отдачей, как правило, с целью оптимизации издержек и повышения доходности.
Игорь Виноградов, коммерческий директор ЗАО «АО Кворум», говоря о клиентской базе, отмечает, что все клиенты стабильно продлевают договоры поддержки, а также активно покупают новые решения, что особенно заметно на примере программного продукта СМЭВ-интегратор, который обеспечивает информационный обмен Банка с сервисами государственных органов через СМЭВ:
- Мы и наши заказчики находимся в постоянном диалоге, цель которого – выявление потребностей наших клиентов и формирование наилучших по соотношению цена/качество предложений для долгосрочного сотрудничества.
Сергей Еремеев, коммерческий директор компании РДТЕХ, предлагает поставить вопрос по-другому:
- Ни то и ни другое. Сейчас наблюдается тенденция к повышению эффективности использования IT-бюджета, а также к переносу затрат из капитальных (CAPEX) в операционные (OPEX). При этом сам бюджет может как снижаться, так и увеличиваться – в зависимости от стратегии того или иного банка.
В компании БИС, понимая, что большинство игроков будет если не сокращать, то оптимизировать свои IT-бюджеты, пошла на опережение:
- За последние 2 года мы вывели на рынок целый ряд новых бюджетных IT-решений в сферах BPM, кредитования и развития продуктовой линейки, которые не только обеспечивают оптимизацию деятельности по основным направлениям, но и минимизируют зависимость от разработчика в процессе их эксплуатации, - рассказывает Михаил Белов.
Мы попросили экспертов ответить на вопрос, какие требования предъявляют финансовые компании к разработчикам в эпоху цифровизации?
Игорь Виноградов, коммерческий директор ЗАО «АО Кворум»:
Среди запросов на первом месте - решения для работы с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сейчас наибольший интерес у банков к взаимодействию с веб-сервисами УПРИД, ЕСИА, ЕБС, а также с ФНС (в части получения справок 2-НДФЛ, 3-НДФЛ) и ПФР (в части получения выписок из индивидуального лицевого счета и предоставления услуги дистанционного оформления заявления на перевод пенсии).
Нормотворческую активность ЦБ я бы поставил на второе место среди факторов, формирующих пул обращений в компанию. В частности, декларируемый скорый переход на новые регламенты информационного взаимодействия кредитных организаций и Банка России привел нас к созданию нового универсального АБС-независимого решения EDSmart, предназначенного для защищенного обмена электронными платежными и служебно-информационными сообщениями между банками и подразделениями ЦБ РФ. Объявив о выпуске EDSmart, мы получили поток запросов в компанию на следующий же день.
На третье место поставлю растущий спрос на услуги и заказные разработки. Что касается услуг, то наши клиенты расширяют перечень предоставляемых сервисов, выставляют более высокие требования по уровню и метрикам SLA. Спрос на заказные разработки мы прочувствовали, в частности, в связи со структурными подвижками на кредитно-финансовом рынке. Появление новых нишевых банков с особой спецификой бизнеса поставило новые вызовы перед нами как ИТ-компанией, уже более 20 лет работающей как поставщик решений и услуг для банковского сектора.
Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ:
Цифровизация «отрывает» клиента от отделений банков. Банк превращается в интерфейс в компьютере, в планшете, в смартфоне. Существование «банков без офисов» уже никого не удивляет. Поэтому, со стороны банков, по-прежнему, остаётся актуальным спрос на проекты по дистанционному банковскому обслуживанию: интернет-банк, мобильный банк, технологии бесконтактных и мобильных платежей. Данная тенденция будет только усиливаться. На этой волне не так давно MasterCard, процессинговый центр «КартСтандарт» и провайдер дистанционных сервисов Faktura.ru разработали и запустили новый продукт для внедрения банками собственных мобильных pay-продуктов. Банки могут реализовывать собственные кастомизированные мобильные приложения на базе Faktura.ru для бесконтактных платежей с помощью смартфонов на ОС и Android.
Сергей Еремеев, коммерческий директор компании РДТЕХ:
По-прежнему, самые востребованные услуги – это услуги по автоматизации бизнес-процессов, интеграции и бизнес-аналитика. Однако всё чаще мы получаем от банков запросы, связанные с такими передовыми технологиями как машинное обучение, блокчейн, big data. Помимо этого, банки обеспокоены обеспечением должной защиты от рисков, обусловленных наступлением финтеха. В их числе: риски конфиденциальности финансовых и персональных данных, риски, связанные с глобализацией банковских услуг.
Олег Кузьмин, заместитель генерального директора компании «Инверсия»:
Цифровизация активно входит во многие процессы. Люди научились доверять технике и если можно какие-то процессы полностью автоматизировать, то это становится востребовано. Речь идёт об автоматическом обновлении различных справочников, закрытии операционного дня с настройкой последовательности, о хронологии, об автоматическом решении критических ситуаций, которые могут возникнуть. Появилось множество различных сервисов, такие как биржи криптовалют, платформы мгновенных платежей, СМЭВ и сервисы от других коммерческих компаний. Отдельное модное направление - идентификация пользователей по ЭЦП, голосу, лицу и даже по встроенному микрочипу. Возникает много коммуникационных задач, когда интеграция с множеством других решений становится обязательной частью банковской системы. Вырастают объёмы данных, с которыми необходимо работать. Это повышает нагрузку на вычислительные ресурсы. Требуется оптимизация написанного ранее кода и регулярное стресс-тестирование основных бизнес-процессов. Мы стали создавать систему в открытом коде, активно включая в процесс развития системы, как минимум, под быструю локализацию частных задач, IT-команды в банках-заказчиках. Возможность быстро подкрутить на месте тонкие моменты, а когда-то и указать нам на недостатки в алгоритмах дает свои результаты – с рядом банков мы действительно работаем как полноправные партнёры. В конечном итоге создавая и развивая одну из лучших систем на банковском рынке.
Игорь Даниловский, главный архитектор проектов Finmaster:
На фоне цифровизации в связи с ростом конкуренции на финансовом рынке, а также в связи с усилением регуляторной нагрузки на МФК и МКК со стороны Банка России, клиенты формируют в основном следующие требования к информационным системам:
1) Высокая скорость реагирования IT-систем на новые рыночные тренды;
2) Быстродействие, возможность обрабатывать большие объёмы данных;
3) Возможность быстрой интеграции с внешними системами, скорость и низкая трудоёмкость встраивания в уже имеющуюся IT- инфраструктуру организации;
4) Наличие SaaS – решений;
5) Приемлемые ценовые предложения.
Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab:
В основе банковской цифровизации лежит оцифровка фактов и событий финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации и внешней по отношению к ней среды. Своевременная и грамотная интерпретация этой информации дает уникальную возможность более экономично и эффективно управлять банком. В этой связи спрос смешается в сторону экспертизы в области интеллектуальной подготовки данных - как их трансформировать в значимую и ценную для бизнеса информацию, и какие технологии для этого использовать.
Во-первых, речь идёт о запросах на технологии для поддержки текущих и перспективных регуляторных требований (RegTech). Я говорю, прежде всего, о постоянном усложнении отчетных форм и росте их детализации, о переходе на МСФО-9 и новых подходах к расчету суммарной долговой нагрузки физических лиц, о планах Банка России по переводу кредитных учреждений на предоставление отчетности в формате XBRL. Уже в конце 2018 года Банк России планирует опубликовать XBRL-таксономию для кредитных организаций. Это, с одной стороны, будет означать существенное повышение глубины и аналитичности отчетных данных, с другой – перевод на новый уровень верификации принимаемых регулятором данных, что потребует совершенствования методических и организационных технологий и IT-механизмов обеспечения их качества.
Во-вторых, можно говорить о запросах на задачи по управлению эффективностью на основе рисков, которые во многом стимулирует внедрение Банком России в отечественную банковскую практику рекомендаций Базельского комитета (внутренние процедуры оценки достаточности капитала и пр.). Это достаточно передовой для отечественных банков подход, в его основе - прогнозирование показателей бизнеса с учетом рисков, что позволяет учитывать риски при стратегическом планировании и бюджетировании, моделировании структуры активов и пассивов с конечной целью получения максимального конкурентного преимущества.
В-третьих, мы получаем запросы на «демократичные» аналитические инструменты, сфокусированные на удовлетворении нужд конкретных групп пользователей. Под зонтиком «самообслуживания в аналитике» востребованы сложные средства для детального изучения данных, ориентированные на банковских аналитиков; интерактивные порталы и дэшборды, предназначенные для руководителей среднего звена; мобильные аналитические приложения - для топ-менеджеров и акционеров.
Михаил Белов, директор по продажам компании «Банковские информационные системы»:
Наибольшим спросом у заказчиков компании БИС сегодня пользуются программные продукты обеспечивающие автоматизацию кредитного портфеля и работу с проблемной задолженностью (QBIS.Loan), выпуск и обслуживание пластиковых карт (модуль «Пластиковые карты»), а также формирование обязательной и регуляторной отчетности (QBIS.Reporting).