Бой с ростовщиками. Центробанк начинает и выигрывает A− A= A+
Инвестиции в МФО – верный способ потерять деньги?
Вслед за зачисткой банков, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов Центробанк взялся за зачистку когда-то очень либерально регулируемого рынка «легальных ростовщиков» – микрофинансовых компаний. Методы выбраны для нашего регулятора традиционные – ужесточение требований к участникам рынка и внезапное «прозрение» надзора.
Внезапное «прозрение» надзора стало одним из основных методов борьбы Центробанка с участниками финансового рынка. Его суть в следующем – ранее годами не замечавшиеся нарушения правил ведения бизнеса банком, страховой компанией, негосударственным пенсионным фондом или в данном случае – микрофинансовой компанией «неожиданно» замечаются регулятором. К компании выдвигаются жесткие и практически невыполнимые в короткие сроки требования, обычно по досозданию резервов по активам и наращиванию капитала.
«Прозрению» надзора часто предшествует еще один инструмент мегарегулятора – ужесточение требований к участникам рынка. Причем требования устанавливаются такие, которым в российских реалиях ведения бизнеса не удовлетворяют значительная часть банков или компаний.
То, как работают эти два инструмента регулирования на рынке банков – я писал уже неоднократно. Давайте посмотрим, как подобная политика действует в отрасли микрофинансов.
Перед майскими праздниками с рынка Центробанком удалена еще одна микрофинансовая компания – МФК «Мани Фанни Онлайн». Этому событию предшествовали трудности со своевременным возвратом компанией средств частным инвесторам. Компания имела портфель микрозаймов около 1,3 млрд. рублей и занимала 13 место в отрасли по размеру активов. «Мани Фанни Онлайн» привлекла 770 млн. рублей от 20 предпринимателей и более чем от 200 физлиц-частных инвесторов.
Напомню, что трудности отрасли микрофинансов с привлечением средств резко возросли в прошлом году. Именно в августе 2018 года знаковым событием для отрасли микрофинансов стал уход с рынка компании «Домашние деньги» – еще недавно крупнейшей компании отрасли, занимавшей четверть рынка.
Судебные тяжбы кредиторов «Домашних денег» с компанией и ее основным собственником – Евгением Бернштамом идут сейчас сразу в нескольких странах. Только претензии трех банков – крупнейших кредиторов компании «Домашние деньги» составляют солидную сумму 3,7 млрд. рублей.
Центробанк уже несколько лет проводит политику ужесточения требований к микрофинансовым компаниям, быстро приближая регулирование этого рынка к регулированию банков. Все микрофинансовые компании были разделены на крупные микрофинансовые компании (МФК) и небольшие микрокредитные компании (МКК). Были выдвинуты требования по переводу компаний на близкий к банковскому бухучет, требования по выполнению обязательных нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, а также требования по формированию резервов по займам и оформлению залогов.
В 2019 году вступили в действие ограничения процентной ставки по займам – с 1 июля 2019 года ставка не должна превышать 1% в день. По займам до зарплаты переплата не сможет с 1 июля превышать двукратного размера самой ссуды.
Сейчас Госдумой рассматривается законопроект об увеличении минимального размера капитала МКК с 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Безусловно, в более спокойной обстановке на рынке эта мера имела бы смысл. Но в нынешних условиях она может просто спровоцировать уход в тень большинства мелких МКК. А так как их клиенты по-прежнему будут нуждаться в микрозаймах, то велика вероятность лавинного роста правонарушений в отрасли микрофинансов.
По данным Центробанка, на начало мая 2019 года в России действовали 1984 МФО – из них 50 относительно крупных МФК с капиталом больше 70 млн. рублей и 1934 небольших МКК, которые лишены права привлекать инвестиции от физлиц, не являющихся их учредителями.
В 2018 году портфель займов отрасли микрофинансов в целом по данным Центробанка вырос на 45% до 164 млрд. рублей. При этом портфель онлайн-займов возрос вдвое до 32 млрд. рублей. Чистая прибыль отрасли достигла 11 млрд. рублей.
Однако за год число участников рынка сократилось на 269 компаний. Всего же с момента начала «официальной» работы микрофинансовых компаний в России из реестра регулятора были исключены 7262 (!) компании. Только за последние полтора года Центробанк исключил из реестра 10 крупных компаний, в которые кредиторы вложили более 16 млрд. рублей.
Не являясь поклонником и тем более – клиентом МФО, я, однако, жалею, что на этом рынке так быстро сокращается число игроков и сужается выбор для клиентов. В 2018 году клиентами МФО были 8,4 миллиона человек. Значит, потребность в подобных услугах в нашей стране существует и достаточно велика.
В более благоприятных экономических условиях в стране те россияне, кто ранее обращался к микрофинансистам за займами, смогли бы получить кредиты в банках. Однако сейчас сокращение рынка микрозаймов не будет компенсировано ростом рынка розничного банковского кредитования.
Не секрет, что Центробанк в последний год принял ряд положений, затрудняющих выдачу розничных кредитов. Да и сами банки после череды финансовых кризисов в стране стали жестче подходить к отбору заемщиков. В результате значительная часть россиян оказалась отрезана от банковского кредитования.
Речь идет не только о тех россиянах, кто ранее испортил себе кредитную историю, но также о малообеспеченных россиянах, россиянах с «серым» доходом и о жителях небольших городов и сельской местности. Именно эти люди в первую очередь и обращаются в микрофинансовые компании. Кроме того, работа с микрозаймами крупным банкам неинтересна, а мелких банков на рынке с каждым годом становится все меньше.
Само желание Центробанка максимально приблизить регулирование отрасли микрофинансов к регулированию банков сейчас, на мой взгляд, неверно. Ведь те россияне, кто может получить банковский кредит, и так не обращаются за займами в МФО. Те же, кому в банках в кредитах откажут, при ужесточении регулирования отрасли микрофинансов окажутся вообще отрезаны от легального финансирования.
Если же взглянуть на отрасль микрофинансов не с точки зрения желающих получить займ клиентов, а с точки зрения частных инвесторов, то сегодня инвестиции в микрофинансовые компании кажутся чрезвычайно рискованными. Почти все исключения из реестра компаний Центробанком последних лет сопровождаются словами регулятора о серьезных нарушениях – недостоверной финансовой отчетности или невыполнении предписаний Центробанка.
В переводе на простой язык это означает, что Центробанк как мегарегулятор отрасли микрофинансов не в состоянии вовремя выявить нарушения ведения бизнеса и составления отчетности и своевременно принять меры надзора, позволяющие микрофинансовой компании продолжить работу. Вместо этого мы видим постоянное ужесточение регулирования с уходом с рынка все большего числа игроков.
В таких условиях и в отсутствии гарантий сохранности инвестиций от государства вкладывать деньги в МФО частные инвесторы могут только опираясь на точные знания о реальных собственниках компании, их деловой репутации и реальном финансовом положении компании. Но такой глубокий анализ смогут произвести очень немногие инвесторы. И ограничение минимальной суммы инвестиций в 1,5 млн. рублей в данном случае не сработает.
Достаточно вспомнить, что в судах сейчас рассматриваются иски Агентства по страхованию вкладов и банков к компании «Домашние деньги» на миллиарды рублей. И если уж супер профессионалы мира финансов не смогли правильно оценить риски своих инвестиций, то вряд ли это в состоянии сделать частные лица.