Finversia-TV
×

Дефицит A A= A+

В новый год – без новой автомашины? И стоит ли спешить брать кредит на подорожавшую модель?

Любопытно наблюдать, как в обиход возвращаются, казалось бы, навсегда оставшиеся в советском прошлом слова «очередь на покупку» и «дефицит». На примере продаж автомобилей в последние месяцы это стало особенно заметным.

Напомню, что изначально дефицит автомобилей возник не только в России, но и во всем мире как следствие остановок производства автомашин и комплектующих на заводах во время первых пандемийных ограничений. После того, как появилась вакцина от коронавируса, и самые жесткие ограничения в большинстве стран мира были отменены, автопроизводства стали понемногу возвращаться к нормальной работе. Но тут следующий удар последовал со стороны производителей запчастей автомобилей, прежде всего – микрочипов, без которых большинство современных автомобилей уже не собрать.

Проблемы с запчастями оказались особенно тяжелыми для производителей с наиболее тонко настроенным производственным процессом и логистикой, так как они с целью оптимизации затрат не создавали больших запасов деталей на складах, а работали буквально с колес. В итоге крупнейшие производители поставили на мировой рынок на несколько миллионов автомобилей меньше, чем планировали. А цены на популярные модели возросли.

В России, как нередко бывало и раньше, мировые проблемы проявились в особенно явном, а иногда – даже в карикатурном виде. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре продажи автомашин в России сокращались четвертый месяц подряд. Всего за январь-октябрь 2021 года было продано 1,3 млн. автомашин, что на 10,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года с его тяжелым весенним локдауном.

Наиболее продаваемые авто в этом году – производства АвтоВАЗа, Kia и Hyundai. За ними с заметным отставанием идут Renault, Toyota, VW и Skoda. По данным Росстата, на 1 ноября иномарки подорожали в среднем на 14% по отношению к 1 ноября 2020 года, а отечественные машины – на 16,3%. Средняя цена проданного нового автомобиля приблизилась к 2 млн. рублей.

Для сравнения напомню, что в 2012 году в России продавалось 2,9 млн. автомашин. При этом многочисленные эксперты прогнозировали, что российский авторынок вот-вот станет крупнейшим по объему продаж автомобилей в Европе. Но их прогнозам так и не суждено было сбыться.

К дефициту автомашин и росту цен добавилась ситуация с обесценением российского рубля, который с «докризисного» января 2020 года ослаб на 22% по отношению к доллару США. А поскольку даже российские марки автомобилей собираются в том числе из импортных деталей, то рост цен на рынке был предопределен.

Автодилеры, с потерями пережив первый большой локдаун весны 2020 года, получили шанс хорошо заработать на образовавшемся дефиците. И сполна этим шансом воспользовались. В дилерских центрах, по отзывам покупателей, стало почти невозможно купить машину в стандартной комплектации без ожидания в несколько месяцев. Дело доходит до продажи мест в очереди на покупку автомобиля. Покупатели все чаще жалуются, что дилеры предлагают им только модели с множеством не нужных дополнительных опций, что на 10%-30% удорожает запланированную покупку. Кроме того, слышны жалобы на невозможность купить машину за наличные, без оформления автокредита и страховок, за которые банки и страховые компании платят дилерам вознаграждение.

В общем, дилеры стремятся заработать больше на меньшем количестве машин, которые им поставляют автозаводы. В итоге только за первое полугодие 2021 года выручка топ-50 крупнейших дилеров в России возросла в 2,5 раза до 1,2 трлн. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Важнейшим драйвером продаж автомашин уже много лет является автокредитование. За последние несколько лет на фоне роста цен на машины и стагнации реальных доходов большинства россиян значение кредитования только росло. Несмотря на то, что кредит заметно удорожает и без того недешевую покупку, все больше наших сограждан может купить автомобиль только за заемные деньги. Часть покупателей, у которых уже есть на руках бОльшая часть требуемой для покупки суммы, например, после продажи старой машины, иногда предпочитают оформить потребкредит, чтобы избежать дополнительных расходов на оформление обязательных страховок. В итоге на заемные деньги сейчас покупается около 60% автомобилей.

За январь-сентябрь 2021 года объем портфеля автокредитов возрос на 18% до 1,2 трлн. рублей. Средний размер кредита на покупку новых автомашин в сентябре месяце возрос до 1,2 млн. рублей, что на целых 41% больше, чем в сентябре 2020 года.

Россияне спешат купить машину в кредит на фоне роста цен и ставок. Средняя ставка по автокредитам по данным Банка России возросла до 13,3% годовых. Средний срок кредита тоже возрос до 4,6 лет, что позволяет уменьшить ежемесячные платежи банку. При этом просрочка сравнительно невелика – 5,7% от объема портфеля. Однако с сентября месяца число выданных автокредитов стало снижаться вместе с падением числа проданных автомашин.

Рынок автокредитов в России уже давно был фактически монополизирован несколькими крупными банками – Сетелем банком из группы Сбербанка, Росбанком, ВТБ и Совкомбанком. С заметным отрывом за ними следовали РН банк, Тойота банк, БМВ банк и Юникредит банк. Однако за последний год на рынке появились новые и очень активные игроки – РГС банк («дочка» госбанка «Открытие») и Тинькофф банк, которые быстро вошли в топ-10 автокредитных банков по объему кредитного портфеля.

Как же поступить в такой ситуации россиянину, задумавшему покупку автомобиля? Бежать в автосалон и скорее покупать в кредит то, что ему предлагают автодилеры или отложить покупку до более благоприятных времен?

Очевидно, что ставки по автокредитам будут медленно расти в ближайшие 6-9 месяцев. Ведь Банк России упорно обещает довести ключевую ставку до уровня инфляции, что подтягивает вверх все ставки на финансовом рынке. Впрочем, рост ставок по автокредитам будет не слишком большим – в пределах нескольких процентов годовых.

Будут расти и цены на автомобили. Цены на новые модели 2022 года автопроизводители традиционно могут повысить с учетом уровня инфляции и роста себестоимости производства. Тем более что в условиях повышенного спроса у них нет особых проблем со сбытом своей продукции. Будет оказывать влияние на цены автомашин и курс рубля, который в последние недели не слишком радует россиян. Сами дилеры прогнозируют рост цен на новые автомобили в начале 2022 года на 3%-10% в зависимости от модели и комплектации.

Однако если машина у вас уже есть, и находится в приличном техническом состоянии, то может оказаться выгоднее потратить деньги на ее техобслуживание, а не на покупку нового автомобиля в кредит. Конечно, дилеры сегодня горячо убеждают, что снижения цен на автомобили уже никогда не произойдет. Однако, вполне возможно, что после налаживания производств и устранения дефицита микрочипов через год-полтора на рынке вновь будет избыток машин, а продавцы опять будут предлагать покупателям выгодные скидки. Ведь давно известно, что покупательский ажиотаж – лучшее время для заработка продавцов и лучший шанс для покупателей сделать не самую выгодную покупку.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru

Фотоотчеты