Деньги показывают, что представляет собой человек A− A= A+
Денис СОКОЛОВ — бизнесмен, писатель и драматург, автор глубоких и захватывающих произведений, раскрывающих всеобъемлющее значение вечных истин. У нас в гостях он размышляет об этапах развития бизнеса и движущих силах творчества.
БДМ: Вы много времени проводите в Таиланде. Что вас изначально привлекло в этой стране? Восточная экзотика, теплый климат, особая метафизика?
Правильнее было бы сказать, что я живу в Таиланде и, по мере необходимости, иногда выезжаю в другие страны. Все перечисленные моменты, безусловно, притягательны. Сюда бы следовало добавить особенность людей: тайцы в своем большинстве — люди непосредственные и не фальшивые, они напоминают больших детей, и мне это очень импонирует.
Период становления бизнеса требовал огромного вложения сил. Впоследствии мне удалось наладить этот механизм и организовать процесс таким образом, что участие мое стало необходимо только во время сбоев или форс-мажоров, что, к счастью, случалось весьма редко.
Итак, у меня появился источник существования и самое главное — масса свободного времени и нерастраченной энергии. Встал вопрос: «Что же дальше?» Как правило, следующей движущей силой на пути развития бизнеса становится стремление предпринимателя войти во властные структуры. С одной стороны, здесь расчет на то, что это поможет еще больше расширить и укрепить начатое дело, а с другой — желание удовлетворить личные амбиции. Но меня манил Восток, и я отправился путешествовать. Так я оказался в Таиланде, который сегодня стал для меня таким близким и родным.
БДМ: И что больше всего в этой стране вас вдохновляет?
Вдохновляет, как и вдохновляло, все вышеперечисленное. Нельзя не упомянуть и о том, что Таиланд — индустриально развитая страна и экономически крепкое государство. Практически все страны Юго-Восточной Азии значительно отстают в своем развитии от этого королевства. Я не случайно употребил термин «королевство», потому что своему процветанию Таиланд во многом обязан правящему королю, который вот уже более шести десятилетий определят экономическую политику страны. Он получил прекрасное образование в Европе, имеет ряд авторских свидетельств и патентов, и кроме того — прекрасный музыкант.
По моему личному мнению, для предпринимателя сегодня иметь бизнес только в одной стране — слишком рискованно. Как говорится, спокойно спать не будешь. Постоянно меняющиеся бюрократические законы могут поставить на грань катастрофы любое начатое дело. Это свойственно не только России, но и большинству стабильных европейских государств. Яркий пример — недавняя история с Жераром Депардье… Поэтому в качестве второй страны для своего бизнеса я и выбрал Таиланд. Сегодня могу сказать, что не ошибся: мое дело здесь процветает и приносит стабильный доход.
БДМ: Помимо внутренней мифологии, пестуемой местными жителями, есть также внешняя — набор клише о стране, сложившийся в головах всех россиян. Насколько эти мифы о Таиланде, по вашим наблюдениям, соответствуют действительности?
Ох, как хочется сказать простым и не очень цензурным русским языком, но постараюсь корректнее. Основная масса россиян предпочитает отдых в Таиланде, потому что здесь тепло и все недорого, в том числе и любовные утехи, причем на все вкусы — вот на чем основаны мнения об этой стране наших соотечественников. Большинство туристов, кроме Паттаи, Пхукета да выездных шоу-туров с театрализованными программами, ничего не видели. Естественно, что в туристические центры съезжаются в поисках легкой удачи не самые лучшие люди страны, но даже они порой выгодно отличаются от многих представителей так называемой российской элиты или напыщенной псевдоинтеллигенции. Я бы посоветовал нашим гражданам самостоятельно попутешествовать по Таиланду, посетить святые места, пообщаться с обычными людьми, побывать в самом большом в мире зале для медитаций монастыря Тамакай, вмещающего в себя более миллиона человек. Я уверен, что после подобного путешествия не полюбить Таиланд будет просто невозможно.
БДМ: В чем вы видите причины такого явления, как дауншифтинг, и как вы его оцениваете?
К дауншифтингу во всех его проявлениях отношусь с большой симпатией. То, что люди бегут от так называемых «плодов цивилизации», несложно объяснить. Современная идеология проповедует идею о том, что человек — член общества, винтик в едином механизме и т.д. Это очень удобная для общества позиция, позволяющая распоряжаться индивидуумом в соответствии со своими целями, оказывать на него давление. Для этого есть масса способов — не стоит их перечислять, они хорошо известны. Такое положение вещей в мире существует издавна. Давайте вспомним классику: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Итак, главное, что теряет современный человек, — собственную свободу, и никакие блага не в состоянии заменить эту потерю. Кстати о благах: в безудержной погоне за ними как за главной ценностью человек зачастую теряет самого себя. Сегодня бытует мнение, что деньги способны дать истинную свободу. Это заблуждение: деньги показывают, что на самом деле представляет собой человек.
БДМ: Чем вас, как творческого человека, привлекает библейская тема? Насколько для вас важно существовать в традиции?
Меня привлекает не только библейская тема, но и все другие великие религиозные учения — суть их одна, и я ее отражаю в своем творчестве. В основном я, конечно, опираюсь на учение Христа, потому что очень люблю Его лаконичную и поэтичную манеру подачи материала.
Ни религиозные, ни какие-то другие традиции для меня абсолютно не важны. Например, предстоящий Новый год я буду встречать на борту самолета. Как очень хорошо сказал однажды Жванецкий: «Праздник не по календарю, а по настроению». Что же касается религий, то меня интересуют исключительно учения, а не ритуалы, придуманные людьми.
БДМ: Является ли притча вашим любимым жанром?
Наверное, отвечу утвердительно, хотя сам не могу до конца понять, в чем сила этих коротких и, не побоюсь сказать, волшебных повествований. Мне кажется, что они, минуя компьютер-мозг, попадают прямо в сердце и уже оттуда дают неиссякаемую пищу уму. Это всегда тонкая и очень поэтичная вещь, поэтому нужно уметь отличать настоящую притчу от пусть даже очень хорошей небольшой философской зарисовки.
БДМ: Одни писатели рисуют себе образ своего читателя, другие — нет. К каким принадлежите вы? Создавая свои произведения, вы думаете: какой он, читатель, которого «зацепит» эта история?
Нет, я имею возможность писать то, что велит сердце, но при этом стараюсь излагать материал так, чтобы он был понятен самому обычному человеку. Я считаю, что писатель должен иметь средства для существования, не связанные с его творчеством, только тогда его перо будет по-настоящему свободным.
БДМ: В работе вы перфекционист? Долго шлифуете тексты? Недавно Виктор Ерофеев сказал, что книги не пишутся, а снисходят. Как вы к этому относитесь?
Я — перфекционист, причем абсолютно во всем: жарю ли яичницу или строю дом, все стараюсь довести до совершенства. Это довольно тяжело. Много раз зарекался измениться, сам себе говорил, что лучшее — враг хорошего, но ничего не могу с собой поделать. А вот с литературным творчеством дело обстоит иначе. Есть такая поговорка: «Если можешь не писать, не пиши». Когда я создаю свои произведения, у меня ощущение, что какая-то неведомая сила заставляет меня. Например, когда я писал «Утерянные страницы Евангелия», что-то поднимало меня с постели в три часа ночи и до рассвета я творил, рука сама выводила строки, словно под чью-то диктовку. Пишу я свои произведения элементарной чернильной ручкой или тонким фломастером. Я убежден, что хорошие произведения невозможно «настучать» на клавиатуре. Так что с Ерофеевым абсолютно согласен.
БДМ: Вы в своих книгах эксплуатируете нашу реальность?
Чаще всего нет, и это не только моя прихоть. Я уже говорил, что у меня сложилось впечатление, что кто-то сверху водит моей рукой, и этот кто-то в основном делает упор на древние мудрости или строит прогнозы на будущее.
БДМ: Чем отличается версия сценария для театра («Ангел-хранитель») от книжной версии?
Дело в том, что «Утерянные страницы Евангелия» хотя и пьеса, но она — не для постановки, а для вдумчивого прочтения. Поэтому и был создан несколько упрощенный вариант — пьеса «Ангел-хранитель». В основу повествования положена занимательная современная жизненная история, в которую органично вплетены отрывки из «Утерянных страниц». По мнению критиков, «Ангелу-хранителю» будет «сопутствовать успех на сценических площадках». Я тоже считаю, что пьеса удалась, она уже включена в репертуар следующего года сразу двух театров.
БДМ: Вы предлагали свои пьесы «Если черту отпилить рога, или Необычные явления при повышенной температуре» и «Ангел-хранитель» отечественным театрам. А вот сценарий «Метка» — Голливуду. В чем же принципиальное отличие?
Что касается российских театров, то сегодня большинство из них возглавляют весьма достойные и заслуженно уважаемые люди, так что за свои пьесы я могу не волноваться. Что же касается киносценария «Метка» — это очень серьезная и масштабная работа. У меня же создалось впечатление, что наш отечественный кинематограф сегодня находится в упадке, и я просто не знаю, кому бы там можно было доверить эту работу.
БДМ: Вы пишете пьесы, которые могли бы стать романами. Что, по-вашему, происходит с текстом, когда роман превращается в пьесу или сценарий, и наоборот?
Это очень интересный и важный вопрос. Сюжетная линия моих пьес довольно насыщена, и их можно было бы легко переписать в романы, что, кстати, мне неоднократно рекомендовали. Но меня не интересует прибыль от моих произведений, и самое главное, что я люблю концентрат, причем не только в литературе. Наверное, это черта характера: я никогда не стану разводить виски содовой или джин тоником, а предпочту выпить немного, но в чистом виде, а если выкурить сигарету, что тоже делаю крайне редко, то только самую крепкую. Почему я предпочитаю «концентрат» в своем литературном творчестве? Наверное, потому, что все мои произведения религиозны (кстати, таковой является вся великая русская и зарубежная литература). Но, на мой взгляд, в классических произведениях есть один очень существенный недостаток, они, если можно так выразиться, слишком жидко разведены… Сколько у нас произведений о любви, и как все они похожи друг на друга: любил, разлюбил, покончила с собой от любви… Произведения со счастливым концом заканчиваются свадьбой, а трагедии со свадьбы только начинаются. Разве об этой любви говорил Иисус? Если говорить о теме любви в литературе, то ближе и религиознее всех оказался Чехов в своей небольшой повести «Душечка», где он показал простую женщину, олицетворявшую собой истинную любовь. Или, к примеру, взять место из Писания, где Иисус говорит о том, что он пришел «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее» (Мф. 10:35. — БДМ). Конфликту отцов и детей уделяли внимание многие художники, но я не знаю ни одного из них, кто в своих толстых романах сумел бы раскрыть до конца глубину этих строк. Но и это не самое главное: разрывать религиозное учение на части, нарушать целостность, выхватывая отдельные цитаты из контекста недопустимо. Именно поэтому в своей пьесе «Утерянные страницы Евангелия» я попытался соединить и расставить в логической последовательности лучшие мысли и высказывания Иисуса из Священных Писаний и сохранившихся Священных преданий.
БДМ: Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в том, что в определенный момент тот или иной персонаж (имевший реальный исторический прототип) вновь начинает будоражить умы, интересовать писателей, режиссеров (пусть даже спустя несколько десятилетий, столетий)?
Наверное, закономерность есть. Современные политики нам рисуют историю, потребную для сего дня, но время срывает фальшивые маски и возникает желание все переосмыслить по-новому. Такому переосмыслению посвящена моя пьеса «Если черту отпилить рога».
БДМ: Есть китайская поговорка: «Самые бледные чернила лучше, чем самая хорошая память». А вы как думаете?
Я скажу исключительно исходя из личного опыта: когда приходит озарение, то стоит записывать любыми чернилами или чем угодно, что есть под рукой. Если этого не сделать, то все может исчезнуть без следа.
Беседовал Алекс ГРОМОВ