Finversia-TV
×

Единый технологический центр — новое качество оптимизации бизнеса A A= A+

06.08.2015

Вот уже полтора года российские банки переживают сложные времена. Предпринятая многими оптимизация бизнеса — в надежде на скорый «отскок» — себя исчерпала. Сегодня требуются серьёзные меры, способные в среднесрочной перспективе обеспечивать стабильное повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Об одном из таких направлений, основанном на возможностях аутсорсинга и создании Единого информационно-технологического центра для группы банков рассказал генеральный директор компании «ФлексСофт», член совета Ассоциации региональных банков России Аркадий ЛОБАС.

 

БДМ: А насколько актуален для кредитных организаций IT-аутсорсинг, тем более в кризис?

Тенденция на усиление сотрудничества банков с поставщиками информационно-технологических услуг в формате аутсорсинга очевидна уже не первый год. Причина проста: обеим сторонам это выгодно. И это не специфика России, а распространённая международная практика. В кризис же необходимость в сокращении издержек обостряется, и партнёрство с IT-поставщиками оказывается как нельзя кстати.

Правда, в нашей стране банки долгое время с осторожностью относились к IT-аутсорсингу, что объясняется различными факторами: требованиями регулятора, ментальностью банкиров и многим другим. Но ужесточение внешнеэкономических условий последнего времени стимулирует финансовые институты к поиску оптимальных решений. При этом если крупные банки способны самостоятельно обеспечивать технологическое обновление, то для многих кредитных организаций за пределами Топ-100 это становится просто недоступным.

Не секрет, что у небольших банков практически всегда возникают какие-то несоответствия требованиям регулятора в IT-сфере. Одним недостаёт квалифицированных кадров, другим оборудование пора обновлять, у третьих проблемы с технологической базой в целом. К тому же мелкие недостатки имеют обыкновение накапливаться. Поэтому возможность передать ряд непрофильных функций компании, которая специализируется на решении всех информационно-технологических проблем, — реальный ресурс для оптимизации бизнес-процессов.

Квалифицированный партнёр поможет решить целый ряд проблем. Взять, скажем, задачу подбора дата-центра. Важно, чтобы он был сертифицирован по стандартам, прошедшим международные проверки, наиболее распространённые из них — PSI и DSS. Очевидно, однако, что не каждый банк может себе это позволить. Или такая актуальная для многих проблема, как отказоустойчивость технологической базы. Чем реально сегодня располагает большинство банков? В лучшем случае серверной комнатой в собственном помещении, да ещё источниками бесперебойного питания. Только крупные участники финансового рынка могут позволить себе дата-центры на выносных и территориально разнесённых площадках.

Хотел бы при этом подчеркнуть, что в действительности IT-аутсорсинг уже широко используется кредитно-финансовыми организациями в России. Все банки, к примеру, в той или иной степени присутствуют на рынке пластиковых карт. Понятно, что объём эмиссии у небольших банков невелик, и уж тем более они не могут содержать собственные процессинговые центры. Эту функцию они передают на аутсорсинг крупным компаниям и банкам, у которых есть такая возможность. Все риски, связанные с утечкой данных о клиентской базе, о продуктах банков и другой конфиденциальной информации, регулируются договором. И никаких особых проблем, как показывает практика, здесь не возникает.

Подобное положение дел на рынке давно воспринимается как должное. Но почему бы тогда и всё остальное не передать на аутсорсинг? Затраты любого банка на содержание IT-подразделения очень высоки. А в кризис выживают только те, кто, с одной стороны, оптимизирует свои издержки, а с другой — предлагает рынку новые, привлекательные для клиентов продукты. В чём сегодня основные преимущества региональных банков перед крупными федеральными игроками?

 

БДМ: В индивидуальном подходе, в клиентоориентированности, о которой много говорят в последнее время.

Совершенно верно. И даже если ставка по кредиту у них чуть выше, это с лихвой перекрывается скоростью принятия решений и более гибкими условиями. Для успешного выживания в кризис региональным банкам принципиально важно сохранить свою клиентоориентированность. И при этом — предоставить качество сервиса, которое не уступало бы уровню федеральных игроков. А решение этой задачи напрямую связано с IT-платформой.

Но многие ли в сегодняшних условиях могут позволить себе инвестиции в этой области? Во-первых, это дорого. А во-вторых, даже если и найдутся средства, неизбежно встаёт кадровый вопрос. Найти в регионах специалистов, способных поддерживать систему и развивать на её основе линейку банковских продуктов и сервисов, — большая проблема. Таким образом, логика сегодняшней реальности объективно подталкивает к идее консолидации участников рынка. Если раньше она носила гипотетический характер, то теперь под неё готовы вполне практические решения.

Понимая, что в одиночку выживать становится всё труднее, многие банкиры ищут способы объединить усилия с теми, кто схож по восприятию бизнеса и рынка. Так почему бы не начать консолидацию с совместного использования технологий? То есть с аутсорсинга в чистом виде. Не обязательно, кстати, покупать IT-сервис у внешней компании. Группа банков может создать собственную компанию, а затем — уже целевым образом, под конкретных участников приобретать технологии. Риски конкуренции при этом невелики, поскольку работают они, как правило, в разных регионах. Нормальный, рыночный подход.

 

БДМ: Насколько полно создание Единого информационно-технологического центра способно решить проблемы российских банков?

Реализация проекта полностью удовлетворяет ключевые информационно-технологические потребности финансовых организаций и позволяет сосредоточиться на сути своего бизнеса. Речь ведь не только о предоставлении программных продуктов, дата-центров, серверов и иных вычислительных мощностей. Функционал ЕИТЦ намного шире. Участники проекта получают возможность вынести на аутсорсинг и часть технических функций.

Для наглядности рассмотрим процесс формирования обязательной банковской отчётности для регулятора. Каждый банк содержит на этом участке двух, а то и трёх специалистов, которые должны правильно cформировать отчётность, проконтролировать её достоверность и своевременность передачи в ЦБ. При этом загружены они на 10–20% своего рабочего времени и ничем другим в банке не занимаются. Почему бы эту функцию не передать в ЕИТЦ — вместе со всей ответственностью?

Другой пример — необходимость стандартизации процессов. К сожалению, не каждый банк в состоянии взять на работу квалифицированного технолога, который может грамотно изложить, как должны проходить внутренние процедуры. Как правило, они складываются «сами собой», и если доверить эту задачу сотрудникам, они не увидят недостатков, не будут искать способы оптимизации, а просто зафиксируют то, что есть. В отличие от специалиста со стороны, который способен существенным образом модернизировать привычные процессы, исходя из интересов бизнеса.

БДМ: Правильно ли я понимаю, что ЕИТЦ сможет также взять на себя определённый аудит и консалтинг внутренних процессов в банках?

Совершенно верно. Клиенты могут рассчитывать на аудит и консалтинг не только в области IT-сервисов, но и в части управления процессами и их совершенствованием, а также на существенную технологическую поддержку. Каждый банк стремится оптимизировать бизнес-процессы и добивается в этом определённых успехов. Но ЕИТЦ обладает возможностью обобщать накопленный опыт и на этой основе тиражировать лучшие практики. Банк в результате получает рекомендации, позволяющие существенно сократить издержки, более чётко выстроить процессы, повысить скорость принятия решения.

Более того, в функционал ЕИТЦ может входить консалтинг и управление продуктовыми стратегиями, которые внутри банка просто не развиваются. В рамках единого центра можно реализовать CRM, организовать call-центры и другие функции. Для среднего банка обзаводиться подобным комплексом сервисов, во-первых, дорого, во-вторых, сложно подобрать квалифицированный персонал для всех направлений. Да и IT-поддержка всех функций и их обновление — тоже недешёвое удовольствие. Но если группа банков объединит усилия, задача становится реальной.

 

БДМ: Какие функции следует передать на аутсорсинг в первую очередь? В чём именно будет заключаться экономия?

В первую очередь речь идёт об аутсорсинге основных информационных и инфраструктурных систем. Это центры обработки данных, автоматизированная банковская система, call-центр, автоматизация фронт-офисов, скоринговые системы и т.д. Передача всех этих функций в единый центр делает банк независимым и мобильным в плане развёртывания сети. В результате такого подхода рабочее место сотрудника банка сводится к наличию ноутбука или планшета с доступом в Интернет. Служащие могут работать не только в офисе, но и на выезде к клиенту или из дома.

 

БДМ: Вы входите в совет Ассоциации региональных банков России. Можно ли сказать, что это профессиональное объединение поддерживает вашу инициативу?

ЕИТЦ — логичное продолжение общей инициативы Ассоциации «Россия», направленной на поддержку консолидации банков. IT-аутсорсинг, на мой взгляд, — первый шаг в правильном направлении. По отзывам коллег могу с уверенностью сказать, что моё предложение находит отклик в банковском сообществе. И интерес к этой теме нарастает.

 

БДМ: Поможет ли предложенная модель повысить конкурентоспособность российских банков и их финансовую устойчивость?

Ситуация на рынке сегодня неоднородная. Если у одной группы банков существует избыток ликвидности, у другой, напротив, — дефицит. Межбанковский рынок между тем сведён к нулю. Правда, сейчас обсуждается законопроект, согласно которому Банк России будет гарантировать сделки по межбанку, что будет стимулировать перетекание ликвидности от одного участника к другому.

В рамках ЕИТЦ мы предлагаем своё решение этой проблемы. Поскольку в едином центре будет обслуживаться группа банков, которые обслуживаются в ЕИТЦ и принимали участие в его создании, они гораздо больше доверяют друг другу, в том числе и в силу большей транспарентности. Это хорошая база для межбанковских сделок и взаимного предоставления ликвидности, а в конечном счёте — существенное повышение финансовой устойчивости всех участников объединения.

 

БДМ: Каким образом в этом случае можно будет избежать конфликта интересов?

Банки должны конкурировать не на поле технологических решений, а по набору финансовых услуг и их качеству. Не секрет, что сейчас группы клиентов выбирают банк по принципу: одних привлекают интернет-услуги, а других — отделения, которые не закрываются до восьми вечера. В случае обслуживания банков на единой IT-платформе конкуренция будет прямо связана с их бизнес-стратегией, а не с возможностями предоставления IT-сервисов.

На базе ЕИТЦ будет реализован и глобальный подход к информационной безопасности. Помимо технологических решений и целого ряда документов, гарантирующих конфиденциальность операций, можно будет разграничить доступ к системам сотрудникам — в зависимости от их статуса в организации. Этот позволит свести к минимуму риск так называемого человеческого фактора, о котором так любят рассуждать на конференциях по информационной безопасности. На базе ЕИТЦ можно ввести дополнительные факторы идентификации клиента, что также повысит защищённость персональных данных. Решение компании «ФлексСофт» позволит удовлетворить потребности банков в ключевых IT-решениях. Более того, в рамках ЕИТЦ банки могут выбрать ту или иную систему дистанционного банковского обслуживания или другой функционал, не концентрируясь на необходимости покупать «пакетное решение» у какого-то одного поставщика.

 

БДМ: Как долго длится процесс перехода на аутсорсинг? Потребуется ли для налаживания функций полностью менять работу IT-службы банка? Не скажется ли переход на аутсорсинг на непрерывности бизнеса?

Скорость перехода на аутсорсинг для каждой кредитной организации рассчитывается индивидуально. Она зависит от масштаба бизнеса, квалификации персонала, от того, на какой системе ведётся учётная деятельность банка, и ряда других особенностей. В целом переход на аутсорсинг гораздо дешевле и быстрее, чем модернизация существующих в банке систем. Разумеется, это потребует перестройки IT-департаментов. Кредитным организациям больше не понадобятся услуги специалистов, которые занимаются администрированием серверов, баз данных и т.д. Эти функции передаются на аутсорсинг, но IT-служба банка должна уметь выстраивать отношения с информационно-технологическим центром в части мониторинга и управления этими сервисами. У специалистов возникнут новые качества: они должны уметь чётко описать проблему, чтобы в ЕИТЦ её смогли быстро решить. Трансформации, таким образом, будут носить как количественный, так и качественный характер.

Чтобы обеспечить бесперебойность бизнеса в процессе переноса ряда функций в ЕИТЦ, в каждом банке создаётся специальная проектная команда, будут реализованы операции проверок, а само переключение будет осуществляться совершенно незаметно для бизнеса банка. Однако клиенты кредитной организации быстро почувствуют улучшение качества обслуживания, расширение своих возможностей и т.д. А сам банк получит ощутимый экономический эффект, сосредоточившись на сути своего бизнеса.

 

БДМ: Какова общая стоимость проекта?

Стоимость определяется индивидуально, в зависимости от параметров сотрудничества. Скажем, если банк готов инвестировать средства в создание ЕИТЦ, то это будет одна цена, предполагающая, что дальнейшее обслуживание будет дешевле среднерыночного. Если кредитная организация хочет просто перейти на аутсорсинг, то стоимость сотрудничества будет выше, но также вполне привлекательной. В целом цена будет зависеть от видов услуг, объёма обрабатываемых данных, клиентской базы, транзакционной нагрузки и того, какие системы банки используют сегодня, насколько сложно их данные будет конвертировать в новые решения. Кроме того, переход на аутсорсинг предполагает модернизацию и оптимизацию текущих процессов. Стоимость дополнительных консалтинговых услуг и IT-аудита также будет определяться в индивидуальном порядке.

Для создания ЕИТЦ мы предлагаем банкам объединиться при непосредственном участии и содействии Ассоциации региональных банков России. Для небольших и средних банков это реальная возможность на порядок прирастить свои силы и рыночные возможности. Интересен этот проект и с точки зрения регулятора, поскольку такое объединение превращается в структуру с высоким уровнем надёжности и качества IТ. Существенно упростится взаимодействие регулятора с ЕИТЦ в формате обмена информацией, исполнения и технической реализации новых инструкций и т.д.

Открываются и принципиально новые возможности сотрудничества. Сейчас ЦБ обсуждает с банками вопрос о том, чтобы предоставлялась не готовая отчётность, а первичные данные, на основе которых регулятор будет самостоятельно формировать отчётность на своих информационных системах. По моему мнению, это правильный подход — банки Казахстана уже давно живут по такому принципу. Но в случае объединения группы банков в едином технологическом центре, функцию формирования их отчётности можно будет передать в ЕИТЦ. Регулятор тогда освободится от дополнительной работы, получая при этом прозрачную и достоверную картину по банкам.

 

 

Беседовала

Наталия ТРУШИНА

Bankir.Ru

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »