Как вписать потоковые кредиты в экосистемы для малого бизнеса? A− A= A+
Малый бизнес в России сегодня в авангарде поиска решений для экономического подъема. Именно этот сегмент быстрее других перестраивает хозяйственные цепочки и выходит на новые рынки. Все это требует финансирования, поэтому МСП стали чаще подавать заявки на кредитование. Данные Банка России свидетельствуют об исторически рекордном росте портфеля кредитов МСП. Как сделать эти процессы более устойчивыми и масштабными в условиях резко возросшего спроса?
Мы стали свидетелями подлинного ренессанса малого и среднего бизнеса в России. На фоне необходимости структурной трансформации экономики, можно сказать, ее перезагрузки в ответ на санкции и внешние вызовы, малый бизнес становится фактически локомативом нового роста. Запущенный государством механизм параллельного импорта, госгарантии, льготные программы, а также перестройка логистики на Восток и в дружественные страны потребовали больших объёмов финансирования. Сами компании малого бизнеса заявляют о смене модели «куплю за рубежом» на модель «найду российского производителя», они стараются максимально использовать свой шанс и закрепиться в освободившихся рыночных нишах.
Банки научились работать с сегментом МСП, охотно предлагают таким предприятиям свои продукты, видят в МСП драйвер роста. По итогам прошлого года портфель кредитов МСП вырос на ошеломляющие 30% и достиг новых максимумов, а вклад МСП в ВВП страны по итогам 2022 года составил в абсолютном выражении около 30 трлн рублей. Уровень просрочки впервые в истории опустился ниже, чем по кредитам крупному бизнесу. Согласно прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», в текущем году портфель МСП вырастет ещё не менее, чем на четверть.
Сегодня малый бизнес чувствует себя уверенно как никогда, но надеяться только лишь на «эффект низкой базы» и «эффект отскока» – восстановления – недальновидно. Рекорды нынешнего и прошлого года могут остаться разовыми событиями. А нам есть куда расти – вклад малого бизнеса в ВВП страны все еще в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах. Что касается доступа МСП к кредитованию, то его имеют не более 8% предприятий – согласно оценкам Германа Грефа, главы Сбербанка. По оценке Московского гарантийного фонда, в столице кредитами пользуется не более 7-8% субъектов МСП. Фактически сегодня именно за них и конкурируют коммерческие банки между собой, а вопрос вовлечения и расширения круга кредитующихся остается открытым.
Для того, чтобы обеспечить долгосрочный масштабный эффект, для опережающего развития нужны новые продукты и новая инфраструктура. Новая инфраструктура – это экосистемы для бизнеса с быстрыми продуктами, куда встроены инструменты институтов развития. Новые продукты – это предодобренные кредиты, гарантии на пулы однородных ссуд, и цифровые сервисы с применением в оценке искусственного интеллекта. Все это снижает транзакционные издержки, заменяет трудоемкий ручной анализ на математические модели оценки уровня и категорий рисков.
Уже сегодня некоторые банки запустили так называемые предодобренные кредиты для юридических лиц, для ИП и для самозанятых. Отличие данного продукта от традиционной кредитной программы заключается в её индивидуальности.
Например, если однажды предприниматель брал кредит в конкретном банке, делал перевод, размещал средства или воспользовался другими услугами, то информация о нём в банке сохранилась. А, значит, кредитная организация, исходя из своей технологии скоринга, может предложить предпринимателю индивидуальные условия по кредиту. Исходя из его индивидуального профиля – опыта, кредитной истории и так далее. Как правило, ставка по предодобренным кредитам ниже рыночной.
Но почему бы не сделать процесс предоставления предодобренных кредитов не через один конкретный банк, а через экосистему? Ведь, участвуя в экосистеме, предприятия итак могут выбрать продукт или услугу среди предложений от разных кредитных организаций. А сама экосистема – со своей стороны – может предоставить малому бизнесу массу других сопутствующих услуг.
Кроме того, можно встроить в экосистемы льготные кредиты. Это вполне осуществимо технически и эффективно с точки зрения экономики. Например, банки могли бы добавлять в свои экосистемы модули с указанием параметров различных программ: сроки, объёмы, ставки, залоги и так далее. При этом, необходимо контролировать, чтобы срок действия конкретной программы не расходился с лимитами на неё.
Также необходимы решения для обратной ситуации, когда не банк ищет заёмщика, а заёмщик – банк. Речь идёт о Цифровой платформе МСП.РФ от Корпорации МСП. В данной экосистеме предприниматель оставляет заявку, которую могут подхватить теоретически десятки банков. Насколько это эффективно работает на практике мы пока не знаем – статистика ещё не опубликована, поскольку сам сервис молодой.
Теперь несколько слов о гарантийных инструментах– не менее востребованном продукте. По итогам первого полугодия 2023 года под поручительства региональных гарантийных организаций (РГО) малый и средний бизнес привлёк более 215 млрд рублей. Это более чем вдвое превышает аналогичный показатель 2022 года. Спрос на эту меру поддержки высокий. Среди причин роста – то что сами РГО приобрели опыт, банки охотно используют поручительства в кредитных сделках, а также запуск «зонтичных» гарантий Корпорации МСП и «поточных» поручительств в Московском фонде.
Очевидно, что процесс пошёл бы ещё быстрее и удобнее, если бы экосистемы смогли встроить быстрые гарантийные продукты. Вопрос сложный, поскольку пока нет даже единой формы договора-поручительства. И поэтому банкам с развитыми сетями филиалов приходится заключать договоры с каждой РГО отдельно. К сожалению, мы видим, как вопрос о запуске и массовом применении системы «поточных» поручительств тоже вязнет в локальных согласованиях.
Прорывным решением могли бы стать облигации под портфели МСП. Однако и тут есть нюансы: малый бизнес весьма неоднороден, что сильно затрудняет задачу создания однородных пулов кредитов, а без этого рейтинговые агентства не смогут присвоить траншам рейтинг. Возможно, формирование однородных пулов будет в будущем посильно только самым крупным экосистемам.
Стоит отметить, что получение кредита – далеко не единственный сервис, в котором нуждаются предприниматели. Зачастую важно просто протестировать систему ещё до подачи документов. К слову, помощь в сборе и подготовке документов, помощь в навигации по разнообразным льготным программам – не менее востребованная услуга. Так, в Консультационном центре Московского гарантийного фонда с февраля 2022 года по настоящее время было обработано 5 тысяч подобных обращений. По интерактивным опросам для обратной связи респонденты в 7-10% ответов сообщили, что подали заявку и получили кредит. Среди других востребованных услуг – бизнес-обучение, получение электронной подписи, проверка контрагента, доступ к закупкам крупных госкомпаний. Ну и постоянное повышение финансовой грамотности – тут нет предела для совершенствования.