Lada за миллион рублей и другие сюрпризы A− A= A+
Автопромышленность и автокредитование восстанавливаются после обвала прошлого года. Но легких времен никто не ждет.
На минувшей неделе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) объявила итоги продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2021 года. Всего было продано 871 тысяча легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 37% превышает объем продаж первого полугодия 2020 года и на 5,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Такой бурный рост продаж объясняется провальным 1 полугодием прошлого года, когда из-за карантинных ограничений автосалоны пару месяцев фактически не работали. По прогнозам АЕБ, в 2021 году будет продано 1,7 миллиона автомобилей, что на 10% больше по сравнению с предыдущим годом.
Больше всего автомобилей традиционно продано под брендом Lada – 200 тыс. штук, на втором месте – Kia (108 тыс.), на третьем – Hyundai (91 тыс.). Далее следуют Renault (70 тыс.) и Skoda (53 тыс. штук). Самыми популярными моделями оказались Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris.
Объемы продаж легковых автомашин интересны сами по себе. Но еще интереснее они как важный показатель выхода из кризиса российского автопрома и российской промышленности в целом.
Важно, что рост объемов продаж в 2021 году произошел несмотря на трудности у автопроизводителей с поставками автомобильной электроники и рост цен на металлы. По данным автодилеров, за первое полугодие 2021 года цены на новые автомобили выросли на 5%-10% в зависимости от их марки, модели и комплектации. И во 2 полугодии рост цен продолжается. С июля «АвтоВАЗ» повысил цены на весь модельный ряд на 2%-4%. На 2%-3% вырастут цены и на многие модели автомашин зарубежных производителей.
На этом фоне весьма любопытными оказались планы развития «АвтоВАЗа». Президент «АвтоВАЗа» и гендиректор по операциям Renault в России Николя Мур в конце июня месяца объявил, что «АвтоВАЗ» в ближайшие 5 лет намерен перевести свои ключевые модели в более дорогой сегмент рынка. На первом этапе стоимость новых машин Lada будет начинаться с 1 млн. рублей в нынешних ценах, а затем – с 1,2 млн. рублей. Это – стратегическое решение компании, основанное на планах ее акционера Renault наращивать рентабельность продаж. Сегодня цены на продукцию «АвтоВАЗа» стартуют от 570 тыс. рублей за модель Lada Granta. Насколько успешным будет конкуренция подорожавшей продукции завода, например, с машинами Kia и Hyundai в этом же ценовом сегменте, мы увидим в ближайшие пару лет.
Важнейшим драйвером продаж автомобилей уже много лет является автокредитование. А в последний год, на фоне роста цен на автомашины и падения доходов у значительной части россиян, значение автокредитования только росло. Все большее число россиян могут позволить себе крупную покупку только на кредитные деньги, несмотря на то, что кредит удорожает покупку за счет процентов банка и дополнительных расходов, например, на страхование.
Российский рынок автокредитов в значительной мере контролируется крупнейшими банками – группой Сбербанка, в которую входят Сбербанк и Сетелем банк, ВТБ и группой Societe General, включающую в себя Росбанк и Росбанк Авто (до марта месяца – Русфинанс банк). По-прежнему активны на рынке автокредитования Юникредитбанк и Совкомбанк. Уверенно наращивают доли рынка дочерние банки крупнейших западных автоконцернов – БМВ банк и МС Банк Рус. В последний год активно на рынок автокредитов выходят и новые игроки, например, РГС-банк («дочка» госбанка «Открытие»), Тинькофф банк и Абсолют-банк.
Объем портфеля автокредитов по последним данным Банка России на 1 мая 2021 года составил 1,1 трлн. рублей. По данным НБКИ, средний размер автокредита в мае месяце составил 1,08 млн. рублей. Это на 48% выше, чем средний размер автокредита за май 2020 года, который составлял 730 тыс. рублей. Такой рост размера кредита объясняется ростом цен на автомобили, а также сохраняющимся дефицитом самых популярных моделей в дешевой комплектации.
Основная доля кредитов выдается с первоначальным взносом от 20% до 50% на срок более трех лет. ПСК – полная стоимость автокредита составляет по данным Банка России 12,8% годовых. Качество кредитов остается довольно хорошим – доля ссуд с просрочкой 90 и более дней составляет 6,4% от объема кредитного портфеля. Доля реструктурированных кредитов с начала пандемии составляет 4,3% портфеля.
Интересно, что финансирование госпрограмм льготного автокредитования, которым рынок во многом был обязан своим быстрым восстановлением, действуют в России до 2023 года. Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» позволяют получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн. рублей. Но фактически лимит средств в объеме 9 млрд. рублей, выделенных государством на дотирование этих кредитов в 2021 году, оказался выбран еще в марте месяце. Минпромторг заявлял, что продлит программу, но не объявил сроки и объем продления. Предварительно дополнительные 5 млрд. рублей, которые простимулируют покупку 50 тыс. новых автомобилей, планируют выделить не раньше августа месяца.
В ближайшие пару лет развитию российского автопрома и автокредитования будут угрожать злополучная пандемия коронавируса, удорожание автодеталей и электроники, стагнация российской экономики и падение реальных доходов большинства покупателей автомашин. Все это может привести к бОльшей зависимости покупателей автомашин от выдачи автокредитов, суммы и срок кредитов станут больше.
Если же говорить о более отдаленном будущем российского автопрома, то оно, на мой взгляд, будет с запозданием повторять развитие автопрома стран «большой семерки». После некоторой задержки в развитии, вызванного пандемией, продолжится развитие технологий, в первую очередь – сервисов такси и беспилотных такси в крупнейших мировых мегаполисах.
Дело в том, что пока ни одному из крупнейших городов мира не удалось решить проблему избытка личного автотранспорта на улицах в часы пик. А в остальные часы – проблему нехватки мест для автостоянок в деловом центре городов. И эта проблема будет решаться сразу с двух сторон. Часть сотрудников, чья работа позволяет делать ее удаленно, и после окончания пандемии останутся на удаленке. Также получат быстрое развитие сервисы каршеринга, такси, в том числе – такси беспилотных. Ведь за те 8-10 часов, пока автомашина работника делового центра мегаполиса пылится на автостоянке у офиса, машина такси не только не требует места для такой стоянки, но и может совершить 10-12 поездок с пассажирами.
В мегаполисах России сервисы беспилотных такси наверняка будут введены с опозданием на 5-7 лет. Но вот сервисы «обычного» такси и каршеринга уже получили быстрое развитие. В ближайшие же несколько лет число легковых автомобилей, закупаемых для коммерческих целей, будет расти. И это, безусловно, скажется на количестве и марках продаваемых автомашин.