Малому бизнесу – большую поддержку! A− A= A+
За 2020 год с рынка ушло рекордное количество малых компаний. А 2021 год может стать годом массовых банкротств предпринимателей.
Нынешний кризис отличается от прошлых кризисов тем, что в нем сильнее всего пострадали предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). После весеннего локдауна 2020 года в России многие малые предприятия так и не возобновили работу. Сами бизнесмены говорят о закрытии в крупных городах примерно 30% фитнес-центров, 20% кафе и ресторанов, 30% частных гостиниц.
А те предприятия, которые смогли дожить до годовщины локдауна, жалуются на падение объема выручки и спроса на свои услуги. У 60% компаний выручка за 2020 год уменьшилась более чем на 30%. Причем у каждой третьей компании выручка продолжила снижаться и в 1 квартале 2021 года. Поэтому еще 10% компаний, переживших кризисный 2020 год, сейчас готовится к закрытию.
Основной проблемой МСБ в 2021 году остается слабый спрос – он так и не вернулся к докризисному уровню у 60% опрошенных компаний. В число других важных проблем, по словам бизнесменов, вошли нехватка средств на арендные платежи и уплату налогов. А четверть опрошенных предпринимателей жалуются на неплатежи от партнеров за уже поставленные товары и оказанные услуги.
Красноречивым доказательством проблем МСБ в крупных городах стали не только закрытые магазинчики и парикмахерские, но и заметно опустевшие торговые центры. По оценкам экспертов в торговых центрах закрылись 20% магазинов из сферы МСБ.
На малый бизнес приходится три четверти всех рабочих мест, потерянных экономикой в ходе кризиса. Число занятых в сфере МСБ за 2020 год сократилось с 10,5 до 9,3 миллиона человек.
Поддержка государством в 2020 году оказывалась компаниям МСБ из наиболее пострадавших отраслей, например, туризма и гостиничного бизнеса, авиаперевозок, общепита. В число основных мер поддержки вошли субсидии на выплату минимальной зарплаты за месяцы локдауна, кредиты под 2% годовых и льготы по уплате налогов. Однако воспользоваться налоговыми и кредитными отсрочками смогла только небольшая доля предпринимателей – по разным оценкам, от 20% до 30%.
Сейчас правительством рассматривается новый пакет мер помощи МСБ на общую сумму около 200 млрд. рублей. В пакет могут войти перезапуск программы льготного кредитования под 0% для выплаты зарплат сотрудникам, дополнительное снижение на 2%-3% годовых ставки по банковским кредитам МСБ за счет госсубсидий банкам, списание задолженности по налогам и страховым сборам для МСБ из наименее восстановившихся отраслей и меры по облегчению перехода компаний на общий режим налогообложения.
На первый взгляд хорошо обстоят дела с банковским кредитованием малого бизнеса. За 2020 год портфель банковских кредитов МСБ по данным «Эксперт РА» возрос на рекордные 23% и достиг 5,8 трлн. рублей. Банки реструктурировали 96 тысяч кредитов МСБ на общую сумму в 867 млрд. рублей.
Но сильно радоваться такому росту не стоит. Падение выручки многие предприниматели стремились хотя бы частично компенсировать наращиванием кредитной задолженности в банках. И эти кредиты придется банкам возвращать. По оценке агентства Moody`s, около 30% из реструктурированных кредитов окажутся дефолтными. И банки, уделяющие работе с сектором МСБ большое внимание, тоже окажутся в числе пострадавших. Им придется заниматься продажей малоликвидных сегодня залогов и списывать часть проблемных долгов за свой счет. Для небольших региональных банков, не обладающих запасом капитала на списание безнадежных долгов, нынешний кризис может оказаться последним.
Замечу, что проблемы компаний МСБ по цепочке бизнес-связей передаются не только банкам, но и более крупным компаниям. Например, торговые центры в 2020 году недополучили примерно половину арендного дохода.
Выход экономики из кризиса может оказаться более медленным, чем предполагалось ранее. Осенью 2020 года началась вторая волна пандемии. А судя по медленной вакцинации россиян, возможны еще несколько волн пандемии постепенно снижающейся силы. И хотя жестких локдаунов подобно весеннему 2020 года больше не вводилось, во многих регионах сохраняются более или менее жесткие ограничения, затрудняющие или делающие менее прибыльной работу сектора услуг и развлечений – традиционных отраслей МСБ.
Напомню, что основной объем банкротств не сумевших вернуться к нормальной работе предприятий эксперты прогнозируют на второе полугодие 2021 года. Объясняется это просто – до начала 2021 года действовал мораторий на банкротства. Теперь же банки и другие кредиторы вплотную займутся взысканием долгов. Так что основной вал банкротств компаний МСБ еще впереди.
Причем эти банкротства в основном будут не из-за невостребованности товаров и услуг, которые поставляли на рынок предприниматели. Просто у большинства малых предпринимателей нет и не может быть большого запаса свободных денежных средств, денежной подушки, на которой они могут ничего не делая пересидеть несколько месяцев локдауна и последующих карантинных ограничений. То есть нынешний кризис не несет для сектора МСБ практически никакой полезной, очищающей роли.
Сейчас серьезно поддержать небольшие предприятия могли бы и прямые антикризисные выплаты государства россиянам. Не секрет, что благосостояние многих российских семей в кризис заметно снизилось. Люди стали экономить деньги, в том числе за счет отказа от части ранее привычных покупок и услуг – развлечений, покупки новой одежды и электроники, а также трат на посещение спортклубов, салонов красоты, на отпуск и путешествия. Однако пока о новых выплатах россиянам ничего не слышно.
Впрочем, проблемы малого и среднего бизнеса в России не разрешатся даже после полного выхода страны из нынешнего кризиса. Дело в том, что сам кризис был весьма необычным и, возможно, надолго и серьезно изменил предпочтения потребителей. Люди стали меньше путешествовать и больше общаться онлайн. Надолго отменена бОльшая часть деловых поездок. Коренным образом изменилась индустрия проведения конференций и семинаров. Активно развивается ранее столь нелюбимая ранее многими топ-менеджерами удаленная работа. Серьезные изменения назрели и в сфере образования.
Поэтому наверняка будут небольшие предприятия, которые и после окончания кризиса не смогут возобновить прибыльную работу. В данном случае помощь государства должна заключаться не в том, чтобы поддерживать нежизнеспособные бизнесы на плаву. Государству нужно помочь владельцам таких бизнесов начать новое дело.
Конечно, доля малого и среднего бизнеса в России пока в разы ниже, чем в странах Евросоюза или в Соединенных Штатах. Однако массовое закрытие небольших предприятий еще сильнее будет способствовать монополизации российской экономики. Заново развивать сферу малого бизнеса после ухода из нее миллионов разорившихся предпринимателей будет очень непросто.