Налоги блогеров: как работать по закону A− A= A+
В эпоху, когда технологические достижения открывают новые возможности для заработка, молодое поколение использует различные онлайн-платформы для получения дохода.
Для блогеров цифровая сфера предлагает разнообразные источники дохода, начиная от рекламы и партнерского маркетинга и заканчивая платными обзорами. В России, как и во всем мире, доходы блогеров растут с каждым днем. Это явление вышло за рамки простого хобби и стало перспективной профессией, поэтому налоговые органы классифицировали это как бизнес. В этой статье с аналитиками бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения» разбираемся с налогообложением блогеров.
Источники дохода блогеров
Блогеры могут зарабатывать:
- На рекламе, которую ему заказывают бренды.
- На партнерском маркетинге, когда продвигают продукцию в блогах с помощью индивидуальных ссылок, или получают вознаграждение за совершенные продажи.
- На платных обзорах: бренды платят блогерам за написание положительных отзывов об их продуктах.
- На платных подписках.
- Платформы, где размещены аккаунты блогера, могут платить ему за количество просмотров.
Есть и другие методы: блогеры могут диверсифицировать свою деятельность, предлагая такие услуги, как разработка дизайна блогов, SEO-оптимизация, создание контента.
Как блогерам работать по закону?
Если блогерство квалифицируется как бизнес (ст. 2 Гражданского кодекса РФ), соответственно, нужно его регистрировать. Здесь у блогеров есть достаточно разнообразный выбор – стать самозанятым, индивидуальным предпринимателем или создать юридическое лицо, например, общество с ограниченной ответственностью. Все это возможно даже при наличии основного места работы. Не могут воспользоваться такой возможностью только государственные служащие, нотариусы, судьи и граждане на военной службе.
Выбор статуса зависит от доходов блогера. Самозанятым он может стать, если его доходы не превышают 2,4 млн рублей в год. При более высоком доходе или при наличии сотрудников необходимо зарегистрироваться в статусе ИП. ООО потребуется, если блогов несколько и ведут их разные люди, между которыми распределяются доходы.
Блогеры-ИП имеют возможность выбрать между различными налоговыми режимами – патентной системой, упрощенной системой налогообложения (УСН), автоматической система налогообложения (АУСН) и общей системой налогообложения (ОСНО).
При АУСН ставка налога в режиме налогообложения «Доходы» составит 8%, и 20% в режиме «Доходы минус расходы». Для блогеров, выбравших УСН, при режиме «Доходы» ставка налога – 6%, а при режиме «Доходы минус расходы» налог будет 15%.
У блогеров, выбравших ОСНО, все серьезней. Они должны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) 20% и налог на доходы физических лиц 13%. В случае превышения годового дохода (лимит 5 млн) размер НДФЛ уже 15%.
По патентной системе налогообложение определяется с учетом региона.
Блогеры и реклама
В сентябре 2022 года в закон «О рекламе» были внесены изменения, которые вывели блогеров из тени, и их доходы стали для ФНС прозрачными.
Теперь инфлюенсер, размещающий в своем блоге рекламу, становится ее распространителем и должен подавать всю информацию о себе и отчеты обо всех размещениях в Роскомнадзор или официальному оператору рекламных данных (ОРД) через Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Но блогер может продвигать свои товары на своей странице или отправлять подписчикам в директ сообщения. В этом случае маркировать рекламу он не должен. Не будет рекламой, если блогер не сопровождает рассказ о своем продукте баннерами, призывами к действию и указанием цен. Упоминания товаров, их продавцов или изготовителей, которые считаются частью сюжета, демонстрируют и дополняют ситуацию – это органичная интеграция, которая тоже не считается рекламой. То есть маркировать такой контент не нужно. Не будет рекламой и обзор товаров разных производителей без цели их продвижения. Но контент будет считаться рекламным, если какой-то товар выделяется, предлагается его купить, даются адреса магазинов, где его можно приобрести.
Ответственность за нарушения
За ведение предпринимательской деятельности без регистрации в налоговой или нарушение сроков постановки на налоговый учет ИП получит штраф в размере 10%, но не меньше 40 000рублей, от полученных доходов. Административное наказание за работу блогера без регистрации – штраф от 500 до 2 000 руб. В случае получения дохода больше 2 250 000 рублей, а это считается крупным ущербом, блогера привлекут к уголовной ответственности – аресту сроком до 6 месяцев. Но можно отделаться и штрафом до 300 000 рублей. Более серьезное изъятие денег в этом случае – штраф в размере дохода за 2 года. Достаточно щадящей мерой выглядят обязательные работы до 480 часов.
Бизнес иногда разрастается. Естественно, растут и налоги, но внутренней «жабе» блогера может совсем не нравиться их уплата. И тогда появляется соблазн дробить бизнес. Советуем не делать этого – налоговая может доначислить налоги, если выявит, что дробление было вызвано нежеланием платить их.
Блогерам, которые ведут бизнес нелегально, нужно помнить и о законе № 115-ФЗ. Если банк заподозрит инфлюенсера в отмывании доходов или финансировании террористов, блокировки счета ему будет трудно избежать.
Хотя законодательного определения понятия «блогер» нет, но есть общие правила, применяемые ко всем. Поэтому на эту категорию бизнесменов распространяются такие же правила налогообложения, как и на любого российского гражданина. Все зависит от налогового статуса и получаемого дохода.