Непотопляемые Philip Morris и Johnson & Johnson A− A= A+
Обзор акций Philip Morris и Johnson & Johnson.
Johnson & Johnson
Johnson & Johnson была основана более 120 лет назад. Благодаря слияниям, приобретениям новых компаний и образованию новых структур Johnson & Johnson стали крупнейшей в мире корпорацией в сегменте здравоохранения.
120 лет – это долгий срок жизни, за который компания не только подарила миру новые медикаменты, но и новые идеи, которые служат на благо человечества. Звучит это высокопарно, но это действительно так. Вклад Johnson & Johnson в современную медицину неизгладимый, и мы покажем вам историю этой компании, и заслуженный путь к успеху.
В начале долгого пути
Итак, компания берёт свое начало в 1886 году. Её основали три брата, которые мечтали спасать человеческие жизни производством первых антисептических хирургических повязок.
Сразу скажем, что компания не появилась бы, если бы не Роберт Вуд (один из братьев) не побывал на выступлении английского хирурга Листера. Там он узнал, что огромное число пациентов умирало из-за осложнений, связанных с антисанитарными условиями. Тогда только зарождалась современная медицина, врачи не использовали перчатки, медицинские инструменты не стерилизовали. Совсем не удивительно, что смертность пациентов доходила до 80%.
Потрясённый этими фактами Роберт Вуд решил изменить ситуацию. Со своими братьями он создал перевязочный материал, который был полностью стерилен и мог спасать жизни. Именно с ватно-марлевой повязки и начался путь к успеху фармацевтического гиганта.
Компания J&J принесла много нового во многих областях. Вот, например, она первая стала производить аптечки. В 1894 году компания выпускает известную всем детскую присыпку. Далее один за другим на рынке появляются товары для гигиены. Вы не поверите, но зубная нить, жидкость для полоскания полости рта и женские прокладки появились у нас с легкой руки J&J.
В 20-е годы прошлого века Johnson & Johnson подарила миру бактерицидный пластырь. Тут интересна история создания пластыря. Его изобрел Эрл Диксон, который на тот момент сотрудничал с компанией, поставляя ей вату. Супруга Эрла Диксона была той ещё хозяйкой, и часто наносила себе вред: то ножом себя поранит, то обожжется. Вот заботливый супруг и создал свой пластырь, который впоследствии стал визитной карточкой J&J.
Компания начинала свою деятельность с 14 сотрудников, а сейчас на неё работает более 100 000 человек. У Johnson & Johnson сейчас более 250 дочерних компаний в 57 странах мира. Продукцию корпорации можно найти в более чем 175 странах, значительная часть реализуется в США, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке.
За долгую жизнь компания видела всё: и взлеты, и падения, судебные иски и мировое признание. Увы, такая судьба у великих, и не только людей, но и компаний.
Современные J&J
J&J работает в трёх направлениях: фармацевтика, потребительская продукция и медицинское оборудование. Из этих 3 сегментов мед. оборудование занимает 40% деятельности, и дает корпорации наибольший процент выручки. На втором месте фармацевтическая продукция с 36% выручки. В географическом плане половина прибыли приходит с внутреннего рынка.
Компания постоянно сталкивается с исками в свою сторону. Так, судебные расходы Johnson & Johnson составили 955 млн долларов США в 2017 году, 1.7$ миллиарда США в 2018 году и 4.0$ миллиарда США в 2019 году, хотя мы ожидаем, что этот показатель будет ниже в 2020 год.
Компания отличается стабильной дивидендной политикой. В среднем прибыль за одну бумагу J&J составляла от 0.7$ до 0.96$. Последняя выплата прошла в июне 2019 года. Она составила 0.87$ на одну акцию.
Квартальная отчётность компании
В конце января компания опубликовала финансовый отчёт за IV квартал и за 2019 год. Согласно опубликованным данным, выручка корпорации увеличилась на 1.7%. Объём продаж в потребительском секторе вырос на 0.9%, если сравнивать с 2019 годом.
Сегмент медицинского оборудования разочаровал своими показателями. Результат ухудшился из-за жёсткой конкуренции, которая стала причиной снижения продаж на 0.5%, в результате эмитент недополучил 350 млн долларов США.
Год выдался непростым для Johnson & Johnson. Повышенная турбулентность на финансовых рынках, замедление глобального производства, судебные иски – через все эти сложности компания успешно прошла, сохранив потенциал роста. Так, по прогнозам Johnson & Johnson 70% выручки ближайшие годы будет генерироваться на основе существующей продукции и лекарств.
Техническая картина
До января 2020 года акции компании уверенно росли в восходящем канале. Цена достигла уровня 154.00$, где из-за смены настроений на рынке произошёл разворот, и началось прерывистое снижение, которое завершилось, когда актив достиг уровня поддержки 109.00$. От этой отметки рынок отскочил и устремился вверх, за пару недель вернувшись в область 144.00$.
Индикатор MACD уже перестроился и сейчас находится в положительной зоне. Стохастик в зоне перекупленности.
Перспективы корпорации
Эпидемия коронавируса негативно сказалась на мировой экономике. И конечно, она не обошла стороной и Johnson & Johnson, что отрицательно скажется на доходах эмитента в текущем году. По всем прогнозам, доходы снизятся из-за перебоев в цепи поставок, что, в свою очередь, скажется на продажах.
Негативное влияние коронавируса компания уже начала на себе ощущать. В конце января акции J&J просели на 5%. Основная посадка произошла после 6 марта, когда на рынках возникла паника после того, как вирус вырвался из Китая, что вызвало обеспокоенность замедлением глобальной экономики.
Как мы уже писали, компания получает основную часть своих доходов из США, которые стали новым эпицентром вспышки китайского вируса. Это может улучшить позиции компании на какое-то время, так как сейчас медицинские препараты и медицинское оборудование пользуется повышенным спросом. Подъём акций может быть усилен новостями о прорыве в разработке вакцины против COVID-19. Скорее всего, предстоящий отчёт подтвердит тенденцию роста доходов корпорации. Последующие отчёты уже будут полны негатива, который продлится до конца года.
Если же делать прогноз, то сейчас мы ожидаем откат в район 128.00–130.00$. Думаем, что ниже этой зоны продавцы не пойдут. Здесь ожидаем формирования отскока, за которым последует рост к отметке 145.00$.
Мы сильно сомневаемся, что акции компании смогут в этом году преодолеть этот уровень. Сейчас у корпорации J&J единственная надежда вернуться в игру – вакцина от коронавируса. Если она будет создана и поступит в продажу, это обеспечит компании стабильный рост на долгое время. В противном случае до конца года компанию будет штормить на рынке, а полное восстановление наступит в 2021 году.
Philip Morris International Inc.
В списке лидирующих компаний в области производства изделий из табака не последнее место занимает Philip Morris International Inc. Ещё в 2008 году компания стала отдельной структурой, покинув холдинг Altria Group, и приступила к продажам товаров, выпущенных на собственных предприятиях в 180 странах.
История бренда
Независимой компания PM стала ещё в 2008 году, когда покинула Altria Group. В список популярных товарных марок Philip Morris International входят Marlboro, Bond, а также Parliament, Chesterfield и L&M.
Началась история PM, которую сейчас уже знают, как одного из мировых лидеров в области производства и продажи табачной продукции, с открытия в 1847 году единственного магазина Филипа Морриса, где он продавал табак и сигареты. Магазин был расположен на лондонской улице с названием Бонд.
Моррис оставил после себя в наследство налаженный бизнес, который перешёл в руки его жены и брата, которые к 1881 основали Philip Morris & Company and Grunebaum, Ltd. Однако их партнёрство продлилось всего несколько лет – до 1885, после чего официальное наименование сменилось на Philip Morris & Co., Ltd.
1894 год – семья учредителей передала права владения семье Уильяма Кёртиса Томсона.
1919 год стал знаменательным для компании Philip Morris. Тогда в её эмблему было внесено изображение короны, американская акционерная фирма выкупила Philip Morris Company в США, и фирма получила регистрацию в штате Вирджиния, а называться она стала Philip Morris & Co., Ltd., Inc.
В следующее десятилетие фирма уже наладила производство своих сигарет, открыв фабричное производство в г. Ричмонд, штат Вирджиния.
1924 год – на рынок вывели сигаретную марку Marlboro, которая в итоге стала самой известной маркой фирмы.
2015 год – табачная компания запустил в продажу IQOS, а в 2016 – география продаж расширилась на большую часть как Старого, так и Нового Света.
Структура Philip Morris
Эмитент владеет также и дочерними организациями с офисами в других странах мира. В каждой стране, где в продаже присутствует линейка марок табачных изделий производства американской компании, бизнесом управляет либо одна дочерняя структура производителя, либо несколько таких структур.
Производитель сигарет владеет и множеством совместных предприятий, которые, по большому счёту, относятся к дочерним организациям.
Зачастую аналитические данные экспертов основаны на отчётных данных не только основного предприятия, но и включают в себя и дочерние структуры. Таким образом среднесрочные и долгосрочные прогнозы по выручке и прибыли компании составляются лучше.
Дивидендная политика
Акционеры эмитента регулярно получают дивиденды. Например, за 2017–2018 год размер выплат составлял 1.07–1.13 долларов на 1 акцию, т. е. доходность достигала 3.95–5.83% в годовом выражении.
За отчётный период с 2011 по 2016 год эмитент производил годовые выплаты в размерах 2.43–4.06 долларов на 1 акцию, т. е. доходность в годовом выражении составляла 3.58—4.76%.
Обычно публикация данных о готовящихся выплатах по дивидендам повышает вероятность роста динамики торгов.
IQOS – глоток свежего будущего
На мировом рынке табачной продукции уже несколько лет отмечается тенденция ухода от традиционных сигарет, вместо которых производители стали предлагать бездымные устройства для курения.
Сами компании, ведущие бизнес в этой сфере, оценивают долю будущей выручки от торговли инновационными продуктами в краткосрочной перспективе с ростом до 80%.
В западных странах всё чаще принимаются законы о запрете на рекламу сигарет, из-за чего классическим продвижением этих изделий уже нельзя обойтись. Конкуренция среди компаний стала ограничиваться рамками известности, достигнутыми различными марками ранее, либо ценовой политикой. Также маркетинговые отделы компаний настроены на генерирование нестандартных решений для продвижения табачных изделий, как, например, услуги по доставке на дом.
Поскольку IQOS – это не сигареты в своём историческом понимании, то в современных условиях именно этот бренд устройств для бездымного курения табака выходит на лидерские позиции, т. к. их больше относят к гаджетам.
На сегодня IQOS уже занял порядка 15,5% японского рынка, около 2% — итальянского, 1,2% — европейского и немногим более 5% — российского. Надо отметить и нестабильность динамики проникновения бренда на рынок.
Факторы, влияющие на стоимость акций
В первую очередь акции компании находятся под влиянием курса американского доллара. Такое положение дел основано на том, что и производство, и продажа товаров из табака брендов PM рассчитываются именно в этой валюте. Высокие котировки доллара в сравнении с другими валютами уменьшают размер прибыли эмитента, что лишает его преимуществ перед конкурентами.
Выручка компании напрямую зависит от объёмов продаж своей продукции, поэтому цена бумаг может снижаться на фоне введения мер по налоговым и административным выплатам в различных странах. Такие меры направлены на снижение продаж и сокращение употребляемых изделий из табака, чтобы снизилось число заболеваний из-за длительного употребления табака, а значит улучшилось здоровье граждан.
Ещё одним важным фактором является необходимость проводить выплаты, связанные с судебными решениями по искам курильщиков, которые получили различные заболевания из-за длительного употребления продукции компании. Такие выплаты приводят к финансовым потерям эмитента.
Состояние акций компании зависит от того, насколько распространён и популярен здоровый образ жизни в странах, а также от степени развитости экономики. Люди, выбирающие здоровый образ жизни, зачастую отказываются от употребления табачных изделий, как от вредной привычки. Есть вероятность, что это повлечёт за собой сокращение объёмов продаж изделий из табака, выпускаемых компанией, а, следовательно, могут уменьшиться и выручка, и прибыль эмитента.
Цены на акции компании зависят и от цен на табачное сырьё на мировых рынках, а стоимость табака может увеличиваться на фоне негативного воздействия климата на территории, где растёт эта культура, из-за чего урожай теряет в объёмах полностью или частично.
Квартальная отчётность
Публикация финансовых результатов Philip Morris International Inc. за IV квартал и за полный 2019 год содержит данные о снижении квартальной прибыли на 7.3% в сравнении с предыдущим кварталом. Кроме того, отгрузка товаров сократилась на 8%.
По расчётам прибыль на 1 акцию (EPS) вышла на уровне 1.22$ за IV квартал. Это меньше на 2.4% чем в III квартале, тогда как Reuters прогнозировал 1.21$. Год завершился ростом показателя на 1.8%, и прибыль в годовом выражении на 1 акцию составила 5.19$. EPS в текущем году, по ожиданиям компании, увеличится на 6.0% до 5.50$, а данные Zacks Investment Research показывают консенсус-прогноз в 5.63$.
Техническая картина и прогноз
В начале 2020 года котировки Philip Morris натолкнулись на сильное препятствие в области сопротивления 88.00–90.00$. Покупатели до марта пытались безуспешно прорваться через этот уровень, пока смена настроений не отправила актив к уровню 74.00$. После этого падение акций продолжилось, пока цена не достигла поддержки 58.00$. Здесь был сформирован отскок, и вот на прошедшей неделе бумаги компании вернулись к отметке 77.00$.
Индикатор MACD недавно покинул негативную зону и сейчас уверенно растёт в положительной зоне. Стохастик на пути к зоне перепроданности, хотя признаков снижения мы не наблюдаем.
Последние недели цена растёт, но рост, скорее всего, подошёл к концу. Приближается выход квартального отчёта, а он вряд ли порадует инвесторов. Поэтому готовимся продавать акции Philip Morris.
Ориентировочно цена отступит в область 66.00–68.00$, возможно, и ниже. После этого рост возобновится и будет продолжаться до выхода отчёта за II квартал, где эмитента будет ждать новая просадка. Правда, к тому времени его акции могут превысить область 85.00$.