Нужно полагаться на интуицию A− A= A+
Татьяна РОМАНОВА — и бизнес-леди, долгое время работавшая в сфере инновационного бизнеса, и писательница. Она — автор серии женских исторических романов, действие которых разворачивается в начале XIX века. Но исторические события служат лишь фоном повествования, а в центре сюжета — судьбы женщин, их чувства, эмоции, поражения и победы.
БДМ: Вы занимались наукой, а потом долгое время — инновационным бизнесом. Что представляется вам самым главным и запомнившимся за этот период?
Наука научила меня, что в любом деле следует грамотно поставить задачу, а чтобы получить результат, нужно хорошо знать все, сделанное в твоей области. Та база знаний, которую я в итоге наработала за годы в науке, очень пригодилась мне в инновационном бизнесе. Я никогда не «изобретала колесо», а всегда знала, кто и в каком из институтов добился самых впечатляющих результатов, этих людей я и привлекала к сотрудничеству. Бизнес дал другую школу: заставил жестко концентрироваться, чтобы получить результат вопреки всему, научил руководить сложными, очень «пестрыми» коллективами и хорошо понимать людей. Я теперь не ошибаюсь в людях, а сразу вижу, на что человек способен. Оглядываясь назад, я понимаю, что мне было интересно и в науке, и в бизнесе, и с теплотой вспоминаю эти годы своей жизни. Я заметила, что, когда каждые 15 лет начинаешь работать с нуля, получаешь очень интересный опыт. И теперь твердо знаю, что все очень просто: нужно сделать первый шаг. Пусть он будет ошибочным, но ты будешь знать, куда двигаться дальше. Дорогу осилит идущий.
БДМ: Как вы обратились к писательскому творчеству? Расскажите о ваших первых опытах.
Я всегда хотела писать. Сколько себя помню, выбирала ту работу, где результаты нужно было излагать на бумаге. Но в научных статьях и отчетах, в документах, связанных с деятельностью инновационного предприятия, требовалась только суть. Не было нужды ни в стиле, ни в слоге, достаточно было только фактов. Поэтому, закончив дела на предыдущем этапе своей жизни, я решила заняться тем, чем давно хотела. Села перед клавиатурой компьютера и начала писать исторический роман. Как ни странно, написала его на одном дыхании за полтора месяца, а потом три месяца правила. Теперь я многому научилась и пишу гораздо ровнее. Мне сильно помог опыт руководства инновационным производством. Там тоже продукция рождается сначала в голове лидера, а потом проходит все ступени: конструкторов, технологов, изготовителей, но от этапа к этапу лидер ведет свое детище, отслеживая все процессы и «расшивая узкие места». Тогда результат на выходе будет именно тот, какой лидер задумал в самом начале. Так же и я веду книгу: задумываю сюжет, героев, историческую канву, прорабатываю антураж и психологическую мотивацию персонажей, а потом пишу, постоянно возвращаясь к первоначальной идее, к тому, что хотела сказать в книге.
БДМ: Почему вы выбрали в качестве времени действия своих романов из цикла «Зеркало судьбы» именно эпоху войны 1812 года?
Время, в которое я переношу своих героев, не ограничено 1812 годом. Период XIX века, отраженный в романах серии, включает наполеоновские войны, войну 1812 года, Освободительный поход, Сто дней Наполеона и т.д. — до 1820 года. Почему именно это время? Мне кажется, что оно было достаточно цивилизованным. Последним, кого убили в собственном доме свои же соратники, был Павел I. Я оставляю его царствование за скобками, а все правление Александра I оказалось интересным и достойным, кроме последних нескольких лет, когда он просто надорвался под гнетом личного горя и угрызений совести. Когда Александр Павлович поставил в 1815 году победную точку, он действительно был «царем царей». Никогда больше в XIX веке наша страна не имела такого влияния в Европе, как в эти годы. Вот об этом ярком, победном для России периоде я и пишу. Самое время для исторических любовных романов. Пушкин в повести «Метель» сказал исключительно точно: «Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?»
БДМ: Насколько сюжеты этих книг связаны с историей вашего рода? Или теми местами, где вы жили, живете сейчас?
Я не могу проследить свой род на 200 лет назад. Поэтому изучаю историю, читая книги и разбираясь в исследованиях ученых. Зато живу рядом с теми местами, где прошли основные бои в 1812 году. Исторические названия: Малоярославец, Тарутино, Городня для меня — соседние поселки и город, а здесь очень бережно хранят память о событиях тех лет. Я пишу о том, что хорошо знаю. Конечно, сожженный Малоярославец давно восстановлен, но дороги, реки и поля, где стояли армии, остались на тех же местах, что и 200 лет назад.
БДМ: Есть ли у ваших персонажей прообразы из числа наших современников? Могут ли они хотя бы отчасти узнать себя в книгах?
В моих персонажах есть многое от людей, встреченных мною в жизни, но обычно все образы являются собирательными. Не думаю, что кто-то из моих знакомых узнает себя, читая роман. Мы не можем сами себя объективно оценивать, да и родители обычно не замечают недостатков своих детей, а вот взгляд со стороны видит все в другом свете, даже жестче и чернее, чем есть на самом деле. В интересных книгах есть одна особенность: положительные и отрицательные герои в них — люди яркие. В жизни таких мы встречаем редко, поэтому автор и создает героев под свою задачу, собирая черты множества встреченных им в жизни людей. Мне подошла «голливудская система», когда автор мысленно заключает договор с читателем. Человек, заплативший деньги за книгу, должен получить удовольствие от чтения, поэтому я подбираю на роли своих героев «звездных» персонажей. Они должны быть сродни голливудским звездам — личностям харизматичным, сильным, страстным и очень интересным.
БДМ: Считается, что в XIX веке женщине полагалось быть только спутницей мужчины, а вам удалось отразить в образах ваших героинь и лучшие черты современных деловых женщин. Это было частью изначального замысла или так получилось по ходу повествования?
Мне кажется, что за 200 лет ничто не изменилось. Те женщины, которые хотели власти, деятельности и успеха, прилагали все силы, чтобы получить желаемое. Вопрос был только в том, где они могли приложить свои силы и таланты, данные природой. В книгах я стараюсь объяснить это. Жизненная энергия, деловая хватка, ум женщин существовали и тогда, ну и сейчас они тоже нужны. В XXI веке патриархальные ценности еще не вышли из моды. Спросите любую бизнес-леди, нужно ли ей надежное мужское плечо, и получите положительный ответ. Важны лишь чувство меры, такт и взаимная гармония людей. Мои героини — сильные духом женщины. Наш народ тем и хорош, что умеет подниматься после бед и поражений, вот и мои героини рухнут в пропасть, а потом соберут волю в кулак и начнут выбиваться из грязи, шаг за шагом идти к успеху. Поэтому им и достается самый лучший приз — сильный, надежный и любящий мужчина. Ведь рядом с такими женщинами никогда не бывает скучно, связанные с мужчинами сильным чувством, они всегда внутренне свободны и самодостаточны.
БДМ: Какая из ваших героинь: Катя, Елена, Долли — кажется вам особенно близкой?
В каждой из них есть часть меня. Автор романов, по-моему, немного сродни артисту. Чтобы играть достоверно и органично, необходимо сделать шаг и войти внутрь своего персонажа, стать тем, кого ты играешь. Я тоже делаю этот шаг и становлюсь героиней или героем. Отрицательные персонажи здесь особенно хороши. Когда влезаешь в шкуру злодея, переживаешь острые эмоции, поскольку вместе с ним делаешь то, чего никогда не совершишь в жизни. Обычно плохим быть интереснее, чем хорошим. Актер для своего персонажа подбирает черты и детали, подмеченные им у разных людей, потом пропускает образ через себя, накладывая на него свое чувство гармонии. Я делаю что-то подобное. Логика важна в сюжете, а внутренний мир героя нужно чувствовать.
БДМ: Вы пишете по плану или предоставляете действию свободно развиваться, а героям — в каком-то смысле самим выбирать свою стезю?
Сейчас я пишу по плану, расписываю подробный план-проспект, разрабатываю образы и психологию героев. Это очень помогает в работе, но первые книги я писала без плана. Я все пытаюсь понять, видят ли читатели разницу, но однозначного ответа так и не получила. Почему я выбрала планирование? Мой прошлый опыт научил тому, что изделие не будет качественным, если при его создании не использовалась современная технология изготовления. В основе может лежать прорывная идея, но если она воплощена кустарно, результат будет жалким. Мы живем в современном динамичном мире, поэтому я «поверяю алгеброй гармонию», используя определенные приемы — технологию создания романа. Я распределяю сюжетную канву в строгом порядке, что-то спрессовываю, что-то раскрываю шире, ну и выполняю требования, предъявляемые к выбранному жанру. Книга должна быть динамичной и интересной для моей целевой аудитории.
БДМ: Ваши книги примечательны удивительно достоверной исторической атмосферой и антуражем — как вам удается столь глубоко проработать историческую составляющую?
Я очень бережно отношусь к исторической правде, часто меня подводят даты, не совпадая с календарем моего романа, но я не позволяю себе даже маленьких неточностей и в таком случае меняю план книги.
Мне очень помогает художественное образование, полученное в детстве. Я люблю живопись, особенно портреты. Вы не обращали внимания, что портрет, написанный большим художником, отражает судьбу человека, о которой тот еще и не знает? Вспомните портрет Николая II, написанный Серовым. В нем предсказано все, включая трагический конец царской семьи. Реальных исторических персонажей, действующих в моих романах, я начинаю понимать и чувствовать именно через портреты, а потом уже берусь изучать их биографии и воспоминания современников о них.
У меня собрано множество альбомов, посвященных той эпохе, о которой пишу, ну и в Интернете я знаю что искать. Я мысленно представляю дом, поместье, интерьер или наряд, а потом начинаю их описывать. Костюмы и драгоценности той эпохи я изучала долго и подробно, особенно хороши они на французских портретах.
БДМ: Вы адресуете свои книги прежде всего женщинам, но ведь захватывающие исторические романы могут прийтись по душе и мужчинам. Как вам кажется, чем отличается восприятие литературных произведений читательницами и читателями?
Я знаю, что мои романы читают и мужчины, обычно их в книгах занимает сюжет. Мужчинам интересна детективная составляющая моих романов, сама историческая канва и реально жившие личности. Они с интересом читают о военной службе героев, о политических раскладах и интригах при дворах в России и Европе. Женщин же волнует любовь. Яркая любовная история — стержень любого романа, интересного женщине. Да и сама главная героиня, если она борется с судьбой и побеждает, всегда найдет место в душе читательницы. Оставаясь один на один с книгой, женщина погружается в сюжет, отождествляя себя с героиней. Мои героини никогда не сдаются. Возможно, что это послужит кому-то примером или утешением и поддержкой в тяжелую минуту.
БДМ: Вашим героиням порой приходится решать задачу, как отличить настоящего героя от фальшивого, — проблема, актуальная и в наши дни, и не только в личной жизни. Какой метод определения истинной сути человека вы могли бы посоветовать, опираясь на свой опыт?
Мой опыт показывает, что никогда не нужно строить логические цепочки, рисовать квадратики, предугадывая поступки людей. Достаточно одного неверно сделанного предположения, чтобы все рассыпалось в прах, калеча судьбы и оставляя рубцы на сердце. Нужно полагаться на интуицию. Женщины от природы обладают необыкновенным даром распознавать мужчин. Все же знают, что первое впечатление и первая мысль обычно бывают правильными. Слушайте свой внутренний голос, вы ведь все уже прекрасно знаете!