Расчетно-клиринговая система – центральный элемент цифровой платформы на рынке ЕАЭС A− A= A+
Несмотря на тенденции де-глобализации, рост протекционизма, разворачивающиеся торговые войны, процессы региональной интеграции продолжают развиваться.
На сегодняшний день ВТО зарегистрировано 459 уведомлений о формировании ЗСТ, а совокупное количество действующих ЗСТ составляет 289. И страны АТР являются одними из их ключевых участников: они участвуют 83 соглашениях, несколько уступая только Европе (97 соглашений о ЗСТ).
Однако постоянное увеличение числа соглашений о свободной торговле все чаще приводит к эффекту «миски спагетти» (spaghetti bowl), связанному с одновременным существованием множества двусторонних соглашений и порождающий высокие транзакционные издержки и снижение эффективности функционирования интеграционных объединений.
РСПП, российский бизнес совместно с коллегами из стран ЕАЭС и с Евразийской экономической комиссией работает над проблемами углубления интеграции, устранения барьеров, изъятий и ограничений в осуществлении на Евразийском пространстве свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что придаст ещё большую привлекательность сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом.
Основные результаты пяти лет работы Евразийского экономического союза – это: вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС; функционирование общих рынков услуг и рабочей силы; начало работы общего рынка лекарственных препаратов и медицинских изделий; систематизация работы по устранению барьеров на внутренних рынках союза; активизация торгово-экономического сотрудничества Союза с третьими странами; снижение остающихся тарифных и нетарифных барьеров, облегчение передвижения граждан государств-членов внутри Союза, возможности для работы в союзных государствах.
Сегодня интеграция в ЕАЭС развивается на фоне новых глобальных научно-технологических, социально-экономических и геоэкономических вызовов. Дальнейшее совершенствование функционирования и раскрытие интеграционного потенциала ЕАЭС требует расширения областей экономического сотрудничества и совершенствования институтов Союза. Главное, бизнес предлагает разработать интегральные решения для упрощения процедур торговли, логистики, расчетов, платежей. Эта работа уже началась участниками рынка при поддержке РСПП.
В настоящее время за счет развития цифровизации сложились все условия для максимально возможного снижения влияния барьеров и препятствий рыночными инструментами и механизмами, то есть путем реализации проектов по созданию цифровых платформ.
В условиях развития цифровизации эффективным способом внедрения таких механизмов является применение цифровой платформы.
Цифровая платформа представляет собой комплекс информационно-технических и организационно-правовых механизмов, обеспечивающих за счет стандартизации и автоматизации бизнес-процессов удаленное взаимодействие между участниками рынка с целью подбора и реализации товаров, работ, услуг с минимальными издержками за счет максимальной прозрачности информации, сведения максимального объема спроса и предложения, обеспечения эффективных взаиморасчетов, обеспечивающих расчеты с минимальными транзакционными и конверсионными издержками.
Цифровые платформы являются интегральными решениями, которые могли бы сочетать в себе следующие сервисы: «доска» объявлений – сервисы предложения и подбора товаров, работ и услуг; платежи – сервисы, обеспечивающие быстрое, гарантированное и подтвержденное исполнение обязанности по осуществлению платежа, в том числе трансграничного; системы электронного документооборота – сервисы, позволяющие осуществить комплаенс процедуры по контрагентам и клиентам, заключить, изменить и подтвердить исполнение соглашений; финансовые сервисы – сервисы, обеспечивающие хеджирование валютных и кредитных рисков, а также применение инструментов товарно-сырьевых бирж.
Консолидация усилий по созданию на пространстве ЕАЭС цифровой платформы позволит на практическом уровне заложить основу для решения ряда существенных задач по бизнес-сотрудничеству на Евро-Азиатском пространстве, в том числе: осуществить фактическое формирование ключевых элементов единого рынка на пространстве платформы, в пилотном, а впоследствии и в постоянном режиме; апробировать ключевые вопросы интеграционных процессов в соответствующих сферах с целью ускорения гармонизации регулирования и политик на международном уровне.
Создание и обеспечение функционирования цифровой платформы ЕАЭС потребует не только консолидации усилий бизнес сообщества, но и поддержки регуляторов различных стран.
Представляется, что до утверждения необходимых международных соглашений ключевым инструментом для решения задач по созданию платформы может стать использование инструментария так называемых «регуляторных песочниц» – механизмов реализации пилотных инновационных проектов, отдельные элементы которых выходят за рамки действующей системы правового регулирования. «Регуляторные песочницы» в настоящее время создаются в большинстве государств ЕвроАзиатского пространства, что позволит путем объединения ключевых, «инфраструктурных» участников проекта из различных государств на площадке платформы получить необходимые инструменты «регуляторной песочницы» в соответствующей стране (если это потребуется).
Расчетно-клиринговая система (некий аналог советского переводного рубля) является центральным элементом такой платформы, реализация которого на основе современных цифровых технологий (например, блокчейн, цифровые валюты), как представляется, может дать максимальный экономический эффект.
Создание расчетно-клиринговой системы евразийского пространства на основе функционирования цифровой платформы может стать практической, инфраструктурной основой для расширения расчетов в национальных валютах и для формирования единого платежного пространства, уже на основе международных договорённостей по различным направлениям, включая:
- формирование единой системы обмена финансовыми сообщениями;
- формирование единой инфраструктуры межбанковских платежей;
- взаимодействие между национальными платежными инфраструктурами розничных и корпоративных платежей с целью осуществления быстрых и прямых расчетов между резидентами;
- механизмы осуществления единой монетарной политики, прежде всего, обеспечения беспрепятственного осуществления платежей и расчетов между резидентами государств-участников системы в национальных валютах;
- создание правовых и организационных условий для предоставления платежных услуг на всем пространстве без дополнительного учреждения юридического лица и (или) получения им дополнительных разрешений (лицензий) при наличии таковых в одном из государств-участников системы и т.д.