Реальные проблемы виртуальных реалий метавселенных A− A= A+
Представления о возможностях «метавселенных», вопросы существования различного рода цифровых двойников (аватаров) стали известны нам благодаря книгам писателей-фантастов и индустрии компьютерных игр. Характерным примером метавселенной является игра «Вторая Жизнь» (Second Life) – виртуальный мир с элементами социальной сети, в котором общаются и «живут» свыше 1 млн. пользователей.
Хайп всей теме внезапно придал Марк Цукерберг, объявивший о трансформации и ребрендинге социальной сети Facebook – превращении ее в очередную «метавселенную». Почему метавселенные сегодня столь популярны? Что нам ждать от новой трансформации? Насколько детальными будут наши копии и будут ли у нас возможности использования двойников для чего-то еще, кроме игры? И, наконец, какие риски будут подстерегать нас и наших двойников в новой виртуальной реальности?
Маятник качнулся…
Чтобы сделать прогнозы, оглянемся немного назад. Легко заметить, что в течение последних 30-40 лет формат коммуникаций в обществе неоднократно менялся – шло своего рода соревнование «человеческих» форматов общения и форматов, более удобных машинам. Так, модемную связь 90-х годов постепенно вытеснил более удобный людям мобильный Интернет, а некогда популярные и громоздкие «компьютерные» чаты успешно заменили богатые своими медиа-возможностями социальные сети. Машинные форматы в этой битве не сдаются до сих пор. При «артподготовке» алгоритмов искусственного интеллекта «железки» вновь заняли достойное положение, оккупировав форматы «интернета вещей» (IoT) и мобильной связи пятого поколения 5G (связи, совершенно избыточной по возможностям для человеческого общения). И вот ныне наступил еще один виток противостояния – это создание цифровых двойников, призванных стать новыми, более удобными и многогранными инструментами человеческого общения.
И не просто общения. Ожидается, что двойники наполнят новым содержанием работу многочисленных бизнес-приложений – таких, например, как автоматизированные системы поддержки и принятия решений, создадут новые возможности в моделировании автономных социальных систем и сообществ, придадут математическую точность прогнозам развития городских агломераций. Полного перечня будущих возможностей цифровых двойников пока нет, но прикинуть уже можно многое.
Здесь звезда с звездою говорит
Очевидно, что новые «цифровые двойники» (или как их еще называют HDT – human digital twins) станут достаточно полными копиями породивших их личностей – более полными, чем те, что используются в компьютерных играх. Точные внешние параметры двойников, конечно, важны, например, для Интернет-торговли в метавселенной. Но двойники, очевидно, будут отражать не только внешние данные человека (такие как его рост и вес) но и представлять некие «внутренние» качества – отражать его темперамент, склад ума, имеющиеся знания, навыки и т.д. Для чего это все двойнику? Прежде всего, для моделирования взаимодействия пары «двойников» (робот-робот), вместо привычного нам формата общения (робот-человек). Новая возможность – взаимодействие с себе подобными – сегодня важна не для игр, а для бизнеса, и поэтому обязательно появится в концепции метавселенной Facebook.
Возможности для взаимодействующих двойников открываются необычные. Так, если двойнику работать автономно, то он сможет независимо от своего «хозяина» проводить встречи с другими цифровыми копиями – уже других людей. Для чего? Например, в целях экономии рабочего времени своего владельца. В перечень задач такого автономного робота может войти создание консенсуса по спорным вопросам путем перебора существующих вариантов, получение ответов и комментариев других двойников, обсуждение будущих соглашений и проч. Продвинутый цифровой двойник сможет вести себя так, как если бы он был самим человеком. При этом возможны механизмы иллюстрации (визуализации) хода обсуждения вопроса– в интересах этих же хозяев двойников.
Открываются и другие возможности. Например, цифровой двойник позволит каждому создать своего «личного помощника», обладающего обширным набором справочных знаний и который сможет замещать своего владельца в ситуациях принятия типовых решений. Конечно, здесь каждому надо быть острожным и, скажем, не доверять роботу оплату каких-то значительных счетов.
Можно пойти еще дальше и наделить цифрового двойника способностями, которыми сам прообраз не обладает (например, сделав двойника переводчиком с нескольких языков). Отметим, что схожие, конечно, не слишком антропоморфные сервисы, уже предоставляет Google.
Если рассуждать дальше в этом направлении, то для каждого цифрового двойника, очевидно, можно создать и его копию – то есть изготовить копию от копии двойника, а это значит, что двойник сможет работать в нескольких местах одновременно! В принципе, можно даже начать общаться и с HDT уже умерших людей – перенимать их знания и опыт, просить совета, если это родители и т.п.
Среда обитания
Конечно, все эти новые возможности будут поддерживаться некой новой средой обитания двойников – «метавселенной», которую Facebook еще предстоит создать. «Облако» метавселенной будет опираться на привычные нам технологии и сущности – сетевое оборудование и программное обеспечение, возможности искусственного интеллекта и интернета вещей. Для придания правдоподобия моделям общения двойников потребуется сотрудничество экспертов в различных областях – таких как социальные, гуманитарные, естественные науки, некоторые междисциплинарные области. Придется моделировать и многие человеческие качества и чувства, например, такие, как радость или печаль, возможно, даже отражать тонкие нравственно-этические категории – такие как «совесть».
Почему бы и нет? Ведь при наличии «совести» кибердвойник в условиях недостатка информации сможет «поступать по совести» – совсем как человек. Что такое «совесть» создателям двойников придется доопределить понятным для роботов образом. В простейшем случае трактовать как чувство (или психический процесс, вызывающий эмоции), основанное на системе ценностей личности. Скажем, если поступок двойника противоречит заданной ему системе моральных ценностей, то у него появляется тормозящее его активность «чувство вины», замедляющее его работу. Конечно, все рассуждения потребуют дальнейшего изучения и проработки.
Безопасность данных
Насколько все происходящее в метавселенной будет конфиденциально и безопасно? Кто будет отвечать за защиту цифрового двойника, у кого будет к нему полный «доступ»? Защитой россиян и их виртуальных двойников в киберпространстве должно заниматься государство – так недавно высказался по теме метавселенной президент России. Пока же этого нет – нет ни вселенной, нет и должной защиты данных граждан: ни государство, ни бизнес 100% гарантий сохранности данных, увы, не дают. Так, уже были случаи компрометации записей портала Госуслуг, а утечки наших персональных данных из банков встречаются, увы, все чаще. Примерно 250 тысяч успешных атак «социальных» инженеров на клиентов банка ежеквартально и обеспечивают эти самые утечки. Остается надеяться, что ситуацию поправят сами «утопающие» – необходимый культурный сдвиг и должный финпросвет возымеют воздействие.
Придется, возможно, доверить свою личность гигантам GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple), используя их сервисы для регистрации и доступа ко всем другим приложениям. Чует мое сердце, что GAFA в деле строительства виртуальных миров с двойниками в придачу окажутся впереди. Задам читателям риторический вопрос: могут ли технологические гиганты стать нашими хранителями цифровой идентичности? Думаю, у каждого из нас уже есть свой ответ на этот вопрос. Сомневающиеся, например, вспомнят утечки данных с Facebook и скандалы связанные с этим, недавнее «падение» всех сервисов компании и проч. Цифровой двойник – во многом – суть человека, его ключевые качества, поэтому серьезное внимание к его защищенности не вызывает сомнений.
Можно ли будет «обмануть» двойника, атаковать его многочисленными методами социальной инженерии, как это происходит сегодня? Можно ли будет выведать его секреты? Думаю, что и на эти вопросы мы получим ответы. И вероятнее всего, «взломать» двойника будет еще проще, чем обмануть пожилого, но все же человека: у человека всегда есть еще и интуиция, которую «привить» роботам непросто. А у двойника – только «совесть» и то – ненастоящая. Так что, каждый будет решать сам, что можно доверить своему двойнику.
Резюме
Действительно ли появится именно эта метавселенная, на тему которой мы фантазировали выше? Не сузит ли прогресс в развитии Facebook это неопределенное понятие с большим количеством значений? Кстати, многие ИТ-гиганты тоже заявили о своих амбициях в этом направлении и метавселенных будет несколько. Как и в случае с сайтами социальных сетей, разные компании представят нам свои метавселенные – с разной степенью сложностью своей «метаверсии». Кто-то быстрее добьется успеха, кто-то – потерпит неудачу, но, в конечном итоге, мы получим этакий набор из Twitter, Facebook, Instagram, а в придачу к ним – и наших «покорителей космоса» на базе Ok.ru. Все метавселенные будут конкурировать за доли рынка и минуты нашего времени.
Технические препятствия на пути к созданию виртуальной реальности значительны, не в последнюю очередь, из-за требований огромной пропускной способности, необходимой для того, чтобы сверхдетализированные двойники могли встречаться и свободно взаимодействовать в новом цифровом мире. Проблема и в том, что освоение технологий VR во всем мире идет небыстро. Хотя и ожидается, что к 2027 году мировой рынок будет стоить около $60,0 млрд., по опросам уровень проникновения гарнитур VR в массы не превышает двух процентов и даже менее.
Возможно, в финале метавселенная Цукерберга станет совсем не революцией в коммуникациях, а превратится в набор простых и более мелких сервисов – типа возможностей посмотреть фильм с друзьями в виртуальном кинотеатре Facebook.
По-видимому, для того, чтобы новая метавселенная действительно привлекла внимание миллиардов людей по всему миру, погружение в ее виртуальный мир должно восприниматься как некое чувство свободы и полного отрешения от тягот реальной жизни. Новая «реальность» должна стать свободной от реальных проблем – бедности, безработицы, болезней и пандемий. Тогда, вполне возможно, проект и выстрелит. Пожелаем ему успеха.