Finversia-TV
×

«Регуляторной гильотине» на финансовом рынке быть A A= A+

21.10.2019

Когда в начале года о «регуляторной гильотине» заявил Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, стало понятно, что правительство наконец всерьёз взялось за разгрузку законодательства от устаревших и неисполнимых в современных условиях актов. Однако изначально финрынок не фигурировал в дискуссии о том, какие нормы необходимо пересматривать и ликвидировать.

С одной стороны, банки, брокеры, дилеры, страховые — не самые очевидные претенденты на освобождение от избыточных норм, поскольку это молодой рынок, в промышленном СССР практически отсутствующий.

Однако в итоге Минэкономразвития — ведомство, ответственное за пересмотр нормативной базы — все же сообщило о решении распространить гильотину на Банк России и на поднадзорный ему сектор.

На финансовом рынке тема раскручивается: в прошлом месяце Банк России предложил его участникам проанализировать актуальность требований и предложить, от каких норм следует отказаться. Более того, чтобы выполнить в срок все необходимые мероприятия, в Минэкономразвития создали департамент регуляторной политики.

Форекс — один из наиболее юных сегментов, но и наиболее динамичных сегментов, где своевременные вчера стандарты сегодня становятся уже устаревшими.

Например, одно из положений Банка России запрещает дилеру в течение пяти секунд покупать или продавать нескольким контрагентам аналогичные продукты по разным ценам. Однако на практике (в случае заявлений центральных банков или наступления значительных событий) за эти несколько секунд котировки могут как подпрыгнуть на сотни пунктов, так и опуститься на столько же, если не больше, что в конечном счете может привести к значительным денежным потерям для клиента. Дело в том, что Форекс — высокотехнологичный рынок с множеством сделок в моменте, где скорость принятия решений зачастую играет ключевую роль. Таким образом получается, что «правило пяти секунд» прямо нарушает право клиента на получение актуальных рыночных цен и заключения отдельных договоров по ним.

Есть и другие проблемы с колебаниями котировок на валютном рынке. Так, согласно закону о рынке ценных бумаг, форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения условий котировки на продажу. Это своего рода фиксированный спрэд, который не меняется при колебании курса валют и по сути носит более-менее прогнозируемый характер, но в действительности существенно ограничивает возможности клиента. Особенно явно это проявляется, когда крупные участники выходят на глобальный валютный рынок, где котировки покупки могут стремительно вырасти без соответствующего изменения котировки продажи, и наоборот. Учитывая, что именно на колебании цен участники рынка зарабатывают деньги, то выходит, что текущее законодательство, запрещая менять условия котировки форекс-дилеру, противоречит базовым принципам торговли на рынке, отличающемся от остальных в первую очередь чрезвычайно высокой волатильностью. По нашему общему мнению, нужно позволить форекс-дилеру самостоятельно расширять спрэд, который в течение недолгого времени возвращается затем в стандартный диапазон. При этом во внебиржевой практике зачастую делается оговорка, что при определённых условиях спрэд может быть расширен.

Также стоит обратить внимание на правовые риски, которые несут форекс-дилеры и их клиенты, при формировании Компенсационного фонда. В одном из Указаний Банка России содержится положение, согласно которому саморегулируемая организация форекс-дилеров обязана создать Компенсационный фонд в целях возмещения убытков клиентам, которые причинены им в результате банкротства членов СРО. Основной источник формирования фонда — фиксированный взнос члена саморегулируемой организации форекс-дилеров. При этом в случае нехватки средств для осуществления выплат, членами организации производится пополнение средств за счет дополнительных взносов. Если вкратце, то именно так выглядит процедура пополнения средств Компенсационного фонда. Однако вышеуказанная процедура несет серьезные риски для рынка Форекс и деятельности форекс-дилеров. Во-первых, данное положение явно ограничивает конкурентоспособность легального рынка Форекс и в то же время демотивирует организации получать лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Другое неприятное следствие данного положения для форекс-дилеров — субсидиарная ответственность членов по обязательствам обанкротившегося форекс-дилера. Поэтому, на наш взгляд, вполне целесообразно вынести на повестку дня рассмотрение вопроса о замене солидарной ответсвенности членов саморегулируемой организации на субсидиарную ответственность члена организации, признанного финансово несостоятельным.

Кроме этого, «Ассоциация форекс-дилеров» также предлагает уменьшить нагрузку на деятельность профессионального участника рынка посредством устранения ряда дублирующих норм, нагружающих административный персонал и системы дилеров, что в сущности является избыточным и только ограничивает возможности участников финансового рынка.

Перечисленные выше требования Банка России были ранжированы АФД на две категории в зависимости от степени «тяжести» осуществления деятельности. Так, к первой группе были отнесены нормативно-правовые акты, сильно осложняющие деятельность участников рынка. Вторая группа включает в себя требования, которые не сильно осложняют деятельность участников финансового рынка, но влекут за собой дополнительные расходы.

Ассоциация форекс-дилеров готова оказывать содействие Банку России в пересмотре и отмене устаревших и избыточных нормативно-правовых актов. Вместе с тем необходимо соблюдать предельную аккуратность при составлении перечня предложений по устранению и модификации действующих требований. Поэтому подход к «регуляторной гильотине» на финансовом рынке должен осуществляться по принципу «не навреди».

  • Евгений Машаров
  • Finversia.ru