Цифра против цен: что будет с ценами на ДМС в 2023 году A− A= A+
Несмотря на стабилизацию экономической ситуации в России и уверенность Банка России в том, что в следующем году инфляция не выйдет за пределы 5-7%, некоторые страховщики ожидают значительного роста цен на ДМС.
Но все же среди отраслевых специалистов есть и те, кто оценивает перспективы рынка платных медуслуг более оптимистично: по их мнению ускорение темпов цифровизации поможет компаниям, предоставляющим такие услуги, заметно сократить издержки. Что от этого выиграют застрахованные по таким программам россияне, из-за чего полисы ДМС могут подорожать и как в целом можно будет сэкономить на медстраховке в следующем году.
Как изменится ДМС в 2023
В 2023 году полисы ДМС в России могут подорожать минимум на 5-10%. Причина в значительном росте цен на медицинские услуги в 2022-м году, который хоть и фиксируется вблизи официальных показателей инфляции, но будет иметь отложенный эффект.
В дальнейшем медицинская инфляция может не вернуться к привычному 5%-ному показателю и может остаться на таком же высоком уровне, несмотря на замедление темпов роста цен на остальные услуги. Проблема в том, что важные причины вроде ограничения импорта отдельных медизделий и оборудования, необходимость налаживать собственное производство, в том числе – за счет инвестиций, и многие другие факторы с большой долей вероятности будут проявляться в дальнейшем.
Разумеется, это в первую очередь значительно скажется на корпоративных программах медицинского страхования – основной и самой крупной категории полисов. Российский бизнес, особенно малый и средний, который и без того несет серьезную финансовую нагрузку, вполне возможно будет вынужден отказываться от ДМС для сотрудников. Но даже если бизнес сохранит расходы по этой статье бюджета (а поступить именно так, согласно недавнему опросу, планирует большинство), скорее всего компаниям придется выбирать более простые и доступные программы – без стоматологических услуг.
Но не стоит думать, что от роста цен на медуслуги страдают только компании и их сотрудники. Страховщики, которые предоставляют услуги по продаже ДМС частным и корпоративным клиентам, тоже находятся не в самом завидном положении: уже несколько крупных компаний заявили, что объем выплат по страховкам у них вырос от 5% до 14,5%. Этому способствует не только рост самих цен на медицинские услуги. Многие люди боятся, что со следующего года работодатель перестанет оплачивать полисы, и поэтому записываются к врачам, чтобы проверить и поправить здоровье «с запасом».
Тем не менее, бизнес все еще может сэкономить на полисах ДМС, не забирая их у сотрудников, ведь это очень важная часть соцпакета официально трудоустроенных людей. Также наличие ДМС можно считать обязательным для любой известной на рынке компании, если она хоть сколько-нибудь заботится о своем HR-бренде.
Один из самых популярных способов сделать платное страхование сотрудников менее затратным – страховки с франшизой. В этой ситуации застрахованный тоже платит часть суммы за оказанные ему медицинские услуги, но в значительно меньшем объеме – в среднем только 10-20% от их полной стоимости. При этом работодателю такой полис обходится в 2-2,5 раза дешевле стандартного.
Еще один вариант – заменить платные частные клиники в перечне доступных для посещения с полисом на более дешевые. Либо вовсе исключить частные медицинские учреждения из страховки. Также на финальную стоимость полиса может повлиять отказ от стоматологических услуг. Эффективной для экономии средств может быть замена всей программы на класс «эконом» или только экстренную помощь. Выровнять расходы на полисы может помочь и отказ от «люксовых» полисов для топ-менеджмента компании, исключение диспансеризаций и санаторных программ из ДМС.
Перечисленные выше инструменты по сокращению издержек на страховки для сотрудников эффективны для работодателей. Однако как это может повлиять на сотрудников? Есть ли способ сделать ДМС дешевле, не теряя при этом на качестве услуги?
Как цифра помогает сделать ДМС лучше
Для того, чтобы удешевить стоимость полиса или сдержать рост цен на него, многие российские страховые компании внедряют в свои бизнес– и технологические процессы цифровую коммуникацию между клиентом, сотрудником страховой компании и врачом. Весь документооборот переходит в электронный формат, значительно расширяется использование дистанционного взаимодействия между врачами и пациентами.
Так, онлайн-консультации помогают сократить поток пациентов непосредственно в клиниках, что значительно снижает загрузку медицинских учреждений и позволяет экономить средства на обслуживании людей, которым нужно «просто спросить». Например, Цифровая клиника Budu и «Ренессанс Страхование» может на четверть уменьшить поток пациентов в клиниках благодаря возможности онлайн-консультации с врачом.
Это помогает оптимизировать время не только врачей, но и самого пациента, который может решить многие проблемы онлайн и являться в клинику только на осмотры, для сдачи анализов или проведения различных исследований и врачебных манипуляций. Более того, благодаря возможности консультирования в дистанционном формате можно снизить время ожидания консультации, например в Budu дежурный врач терапевт или педиатр связывается с пациентом для проведения консультации в течение 5-7 минут после запроса. о Безусловно, полностью перевести все взаимодействие пациента с врачом в онлайн нельзя, так как есть случаи, когда необходим личный осмотр пациента, в такой ситуации врач может выдать направление на очный осмотр, инструментальную или лабораторную диагностику.
Цифровая клиника предоставляет пациентам услугу персонального медицинского ассистента, что повышает как эффективность, так и скорость лечения человека. Ассистент сопровождает пациента на его пути к выздоровлению: помогает найти наиболее удобную для клиента клинику или лабораторию, организовывает запись к врачу, подсказывает, как подготовиться к исследованию, напоминает о визите и т.д. Таким образом компания решает сразу несколько проблем, во-первых, пациент получает сервис совершенно иного уровня, когда организационные проблемы его больше не волнуют, во-вторых, лечение выходит более эффективным за счет оперативного решения всех сопутствующих вопросов, в-третьих, сокращение времени лечения уменьшает стоимость страховки. Следующий шаг в развитии цифровой медицины – масштабное внедрение медицинских гаджетов в систему здравоохранения страны и ее интеграция с частными медицинскими сервисами. Такие непрерывные системы мониторинга здоровья пациентов позволяют существенно снизить риск внезапного ухудшения здоровья и, как следствие, снизить затраты на лечение тяжелых заболеваний, предотвращая их переход в такую форму еще на ранних стадиях.
Использование таких гаджетов является одним из перспективных направлений развития экосистемы здорового образа жизни для клиентов, которая базируется на сочетании классического страхования и инновационных медицинских сервисов.
Какие новые технологии могут появиться в ДМС
Главная инновация, которую стоит ожидать в программах ДМС ближайшего будущего – внедрение технологий интернета вещей и искусственного интеллекта.
В частности, ИИ сможет эффективно заменять часть рутинных обязанностей докторов. Так, уже современные интеллектуальные системы умеют собирать с пациентов жалобы и составлять качественный и полный анамнез, а в результате – подбирать возможные варианты диагнозов. Важно отметить, что это ни в коем случае не замена врача, а помощь доктору, оптимизация времени и, конечно же, возможность использовать опыт лечения сотен тысяч пациентов для более эффективной терапии. В том числе ют это повлияет на сокращение гипердиагностики, о то есть случаев, когда процедуры назначаются «до кучи», что приводит в итоге к росту стоимости лечения и потери времени пациентов
В ближайшее время стоит ожидать и появления умных IoT-помощников, которые самостоятельно хранят и обрабатывают всю информацию об обращениях человека за медицинской помощью, его хронических заболеваниях, а также собирают данные с носимых медицинских устройств (умных часов, фитнес-браслетов и так далее) для сопоставления их с показателями, по которым человек находится в зоне риска. Это поможет предотвратить множество серьезных заболеваний.
Важно, что все эти новшества частной медицины уже в обозримом будущем могут перетечь и в государственный сектор здравоохранения – в середине декабря 2022 года минфин выступил с предложением объединить системы ДМС и ОМС для повышения качества медицинских услуг и создания единых правил и параметров качества в этой сфере.
Цифровизация затрагивает все больше разных сфер, интегрируется в бизнес-процессы, оптимизируя их. Не обошел этот тренд и сферу здравоохранения. Диджитализация медицины помогает перевести процесс лечения на новый уровень, сделав его проще, эффективнее и удобнее. Но более масштабные преобразования еще впереди.