Четвертый вывод:
интеграция будет
развиваться тогда, когда она приносит
экономическую выгоду. Возможно, не
сиюминутную — но выгоду. Интере-
сам России и, я уверен, всех остальных
государств Содружества, и стратеги-
ческим, и текущим, отвечает упроче-
ние интеграционных тенденций. Но не
интеграции «любой ценой», а только
такой, которая укрепляет демократи-
ческие и рыночные преобразования в
наших странах, содействует росту за-
нятости и способствует интеграции в
мировое сообщество.
Пятый вывод:
интеграция на пост-
советском пространстве не противо-
речит нашему вхождению в мировую
экономику. Наоборот, в эпоху глоба-
лизации в мировое хозяйство легче
встраиваться региональным объеди-
нениям, нежели отдельным странам,
какими бы мощными они ни были.
В последнее время Россия существен-
но активизировала работу по различ-
ным направлениям международного
сотрудничества. С 1 января нынешне-
го года заработал Таможенный союз, с
1 января 2012-го должно быть создано
единое экономическое пространство
России, Белоруссии и Казахстана. Мы
ведем переговоры об углублении со-
трудничества с ЕС, готовимся к пред-
седательству в АТЭС, продолжаем
переговоры по присоединению к ВТО
и Организации экономического со-
трудничества и развития. И важней-
шая наша задача в 2010 году — пред-
седательство России в СНГ.
Все названные направления — зве-
нья одной цепи, мы это понимаем толь-
ко так. Прежде всего мы выстраиваем
самое тесное экономическое объеди-
нение, предполагающее наличие над-
национальных регулирующих органов:
Таможенный союз и единое экономи-
ческое пространство в составе России,
Казахстана и Белоруссии. Могу пред-
положить, что границы его будут со
временем расширяться. По сути, речь
идет о создании Евразийского эконо-
мического союза. Не стал бы исключать
и перспективы перехода к валютному
союзу этих государствам. При форми-
ровании такого единого пространства
мы намерены ориентироваться на гар-
монизацию его законодательства с за-
конодательством ЕС. Это очень важно.
И логично, поскольку мы намерены
продвигаться в направлении создания
общего экономического пространства
с ЕС, которое предполагает не просто
гармонизацию законодательств на-
ших союзов, но и постепенное снятие
препятствий на пути движения това-
ров, услуг, капитала и граждан. Наша
цель — Европа без барьеров и визовых
режимов, причем Европа — от Атлан-
тики до Тихого океана.
В отличие от единого экономическо-
го пространства, целью сближения с
ЕС является именно общее простран-
ство, то есть скоординированные пра-
вила экономического поведения, без
формирования наднациональных ор-
ганов. Председательствуя в СНГ, мы бы
хотели активизировать экономическое
сотрудничество. Через параллельное
продвижение по этим двум направ-
лениям мы в перспективе сможем по-
дойти к широкому экономическому
пространству, охватывающему страны,
входящие как в ЕС, так и в СНГ. Нор-
Игорь ШУВАЛОВ
Первый заместитель председателя Правительства РФ
25
апрель 2010
Банки и деловой мир
Без границ