58
Банки и деловой мир
апрель 2010
анализ
Ч
ем прозрачнее банковская
система, тем, в моем понима-
нии, выше ее конкурентоспо-
собность. После кризиса она должна
стать такой, чтобы банковские риски
несли акционеры, а не кредиторы и на-
логоплательщики. Гарантии в пользу
банков дорого обходятся государству
и искажают принципы справедливой
конкуренции. Ведь тот, кто получает
привилегии от государства, отрывается
от конкурентов не потому, что лучше
и эффективнее обслуживает клиентов,
а потому, что имеет доступ к дешевым
ресурсам.
Если же государство продолжит
спасать банки, они будут стремиться
брать на себя еще больший риск. Не-
редко финансовые институты, имею-
щие такую поддержку, раздувают свои
балансы до бессмысленных размеров и
при этом не имеют очевидных конку-
рентных преимуществ. Тот, кто помо-
щи не получает, несет потери, а такие,
как AIG, процветают
1
. В России затра-
ты на подобные мероприятия оказа-
лись значительно скромнее. С начала
кризиса на помощь российским бан-
кам АСВ использовало 304 млрд. ру-
блей: 175 млрд. — кредиты Банка Рос-
сии и 129 — получены агентством из
федерального бюджета
2
.
Глобальный кризис заставил миро-
вую банковскую систему искать новые
решения для снижения рисков. В Ве-
ликобритании регуляторы начинают
эксперимент, который может изменить
систему финансирования банковской
системы. Lloyds Banking Group, где го-
сударство владеет 43-процентной до-
лей, предлагает держателям долговых
обязательств обменять его на новый
вид ценных бумаг, прозванных CoCos
bonds
3
(contingent convertible bonds).
Это наиболее рисковый долг для ин-
весторов, который будет стоить бан-
кам дороже. CoCo — бумага, схожая
с традиционной конвертируемой об-
лигацией. Долговое обязательство ав-
томатически конвертируется в акцию,
к примеру, если капитал банка упадет
ниже 10%. То есть произойдет автома-
тическая рекапитализация. Банкиры
полагают, что может появиться новый
класс активов и прецедент нового вида
банковского финансирования. Этот
вид актива имеет преимущества — во
времена кризиса будет доступен ин-
струмент с четким и ясным механиз-
мом, который позволит сгладить про-
блему ликвидности. В случае серьезных
финансовых затруднений кредиторы
должны принять на себя часть потерь
без вовлечения других обязательств,
к примеру деривативов или сделок
РЕПО, в процесс банкротства. Это по-
зволит избежать системной паники на
рынке, сохранит деньги налогоплатель-
щиков и мотивирует кредиторов кон-
тролировать финансовое состояние
банков. Они остерегутся необдуман-
но предоставлять средства в надежде,
что государство в любом случае спасет
банки.
Но есть у этого решения и серьезные
недостатки. Если исходить из данных
бухгалтерской отчетности, процесс
конверсии может быть и не запущен
при необходимости — то есть в случае
снижения капитала первого уровня
ниже 5%. Как он не был бы иницииро-
ван Lloyds Banking Group в ноябре 2008
года, в самый пик кризиса. Когда акции
падают в цене, руководители банка мо-
Какой должна стать
российская банковская система
Александр ДЕДИЩЕВ
Заместитель начальника экспертно-
аналитического департамента ГК
«Агентство по страхованию вкладов»
Спасение крупных финансовых институтов с предельно высоким ле-
вериджем может обанкротить государство и обесценить националь-
ную валюту. Зачем государству этот риск? Как снизить вероятность
наступления следующего кризиса? Поиском ответов на такие вопро-
сы сегодня заняты правительства многих стран. Чрезмерное регу-
лирование тоже чрезвычайно опасно, поскольку снижает конкурен-
тоспособность банков. Но что тогда означает в сегодняшнем мире
конкурентоспособный российский банковский сектор?
1
AIG — крупнейшая страховая компания, кото-
рая кроме страховых предоставляет финансо-
вые услуги, занимаясь управлением активами и
потребительским финансированием. На ее спа-
сение потрачено $180 млрд.
2
Официальный сайт АСВ: http://www.asv.org.ru.
3
Financial Times. UK experiment raises prospect of
new asset class.