За МКАД жизнь есть!
В Российском союзе промышленников и предпринима-
телей 31 марта презентовали очередной «Индекс дело-
вой среды» — по итогам первого квартала 2010 года.
Е
сли говорить просто, то индекс этот отражает настроения
бизнеса, главным образом — крупного. Высчитывается
он по результатам ежемесячных опросов, которые проводит
РСПП. Дело это достаточно новое, методология, по словам
главы РСПП
АлександраШОХИНА,
только-только
«оконча-
тельно утряслась, выборка респондентов достигла 150, и к
марту индекс вышел на крейсерскую скорость».
А теперь, собственно, о результатах, которые вновь вы-
явили некий парадокс: личная динамика оценки делового
климата превышает суммарный индекс деловой активности,
что — снова процитирую президента РСПП —
«видимо, сви-
детельствует о неизбывном оптимизме российских предпри-
нимателей».
Уж не знаю, как там с предпринимателями, но у меня лич-
но оптимизма после этой презентации изрядно добавилось.
И не столько из-за индекса самого по себе. Дело в том, что
на встречу с журналистами были приглашены городской го-
лова Калуги
Николай ЛЮБИМОВ
и генеральный директор
калужского объединения промышленников и предприни-
мателей
Сергей ПОТЕХИН.
Как сказал, представляя гостей
А. Шохин, в городе
«все время вводят в строй новые произ-
водства».
Такое впечатление, что калужанам кризис нипо-
чем, поэтому было очень интересно услышать, как это у них
получается — развиваться на фоне общей стагнации. Однако
никаких таких know-how Николай Любимов не предъявил.
Ведь вложение бюджетных средств в инфраструктуру и логи-
стику — самый, можно сказать, «банальный» (хотя и наибо-
лее эффективный) способ стимулирования. И инвесторы на
такую экономическую политику слетаются как пчелы на мед.
Неудивительно, что вслед за открытием в Калужской области
завода Volkswagen в 2007-м, здесь уже готов к внедрению сле-
дующий проект — Peugeot–Mitsubishi. Как сказал калужский
городской голова,
«налоговые льготы для инвесторов — важ-
ный фактор, но не главный»,
значительно больше их привле-
кают как раз инженерная инфраструктура и дороги.
Конечно, отверточные производства для современной
России — дело уже привычное. Но Россия все-таки не Азия,
и перспектива превращаться мало-помалу в сборочный цех
западных корпораций мне, например, представляется не
слишком заманчивой. Но, как выяснилось из ответа Николая
Любимова на вопрос БДМ, в Калуге придерживаются схожего
мнения и уже сейчас начинают закладывать «спутниковые»
производства комплектующих. Ставка главным образом на
малый бизнес, имеющий все шансы со временем вырасти.
Однако с развитием местной экономики неминуемо встает
вопрос кадров, и о том, как он решается в Калуге, я также
спросила Н. Любимова. Городской голова согласился с тем,
что проблема есть. И решать ее здесь пытаются, стимулируя
возвращение тех, кто уехал в поисках лучшей доли в неда-
лекую Москву, и тех, кто хочет вернуться на историческую
родину из государств постсоветского пространства. К сожа-
лению, массовому возвращению соотечественников из-за ру-
бежа мешает все тот же квартирный вопрос.
…Конечно, послушать про индекс деловой активности
было интересно. Но гораздо важнее оказалось убедиться, что
«жизнь за МКАД» все-таки есть. Более того, если и говорить
о выходе из стагнации, то он возможен только в том случае,
если наши власти будут вкладывать в провинцию — в ее до-
роги, жилые кварталы, инженерные инфраструктуры и на-
учный потенциал. Понятно, что заехать в Сколково проще,
чем, к примеру, в Томск или Новосибирск. Но, по-хорошему,
именно там и надо было бы создавать аналог Силиконовой
долины: за Уралом, к счастью, сохранились и отличные вузы,
и блестящие специалисты. На Западе давно поняли простую
истину: столица — это еще не вся страна. Не грех бы и нам
воспользоваться этим опытом.
Людмила КОВАЛЕНКО
бая экономика сильна в первую очередь своим внутренним
рынком. И для того чтобы наполнить прилавки, считает он,
совсем не нужно было в 90-е годы убивать отечественную
промышленность. По мнению А. Лейриха, времени на модер-
низацию у нас осталось немного — до конца кризиса.
Не слишком много оптимизма высказал и известный
экономист
Григорий ЯВЛИНСКИЙ,
считающий, что ника-
кая модернизация без политических перемен невозможна.
Неприкосновенность частной собственности, разделение
властей, закон, одинаковый для всех, — вот несколько клю-
чевых проблем, которые обозначил в своем выступлении
Г. Явлинский. На китайскую модель он смотрит без эйфории,
считая, что руководство КНР «сдало и страну, и народ в арен-
ду мировому бизнесу». Вряд ли подобный путь можно счи-
тать для нас приемлемым.
…Итак, вместо прямых ответов на заданные вопросы воз-
никли, как это часто бывает в начале дискуссии, новые во-
просы. И в этом нет ничего страшного — лучшего поиска ис-
тины, чем спор, пока не придумано.
15
май 2010
Банки и деловой мир
события и комментарии