вые показатели как минимум в 10, а в ряде стран в 20 раз
выше! Так что инструкции выпускаются вовсе не для того,
чтобы помешать бизнесу. Как раз наоборот — чтобы по-
мочь ему сориентироваться во времени, пространстве и,
конечно, в законах, чтобы направить его развитие в пер-
спективном (с точки зрения корпоративного управления)
направлении.
БДМ:
Да, я помню, как в девяностые годы нарасхват шли
книжки, где приводились типовые формы договоров,
актов, доверенностей и прочей деловой документации —
ведь мы, новоявленные предприниматели (а других тог-
да не было), ничего этого не знали и не умели.
Точно так же дело обстояло и в банковском секторе, куда
часто приходили совершенно неподготовленные люди.
Нас, тех, кто прошел школу Госбанка, было немного, да и
нам, как я уже сказала, пришлось доучиваться. В основ-
ном в коммерческие банки пришли те, кто в лучшем случае
успел поработать бухгалтером или экономистом на пред-
приятии. Так что нормативная база нужна была как воз-
дух. Причем надо было сразу ориентироваться на мировой
опыт, адаптируя его к нашим условиям.
БДМ:
Тем не менее от международных стандартов финан-
совой отчетности многие банкиры и сейчас отмахивают-
ся. Раньше аргументация была такой: зачем мне МСФО,
если я не работаю на внешних рынках. А сейчас чаще
кивают на США, которых никакие стандарты не спасли
от кризиса…
И не могли спасти, потому что как раз американцы между-
народных стандартов не приняли, они работают по обще-
принятым стандартам бухгалтерского учета США, что их
в известной степени и подвело. Как и наших банкиров,
ориентирующихся исключительно на национальные стан-
дарты.
Мы в ТрансКредитБанке убедились в этом на собствен-
ном опыте, сравнивая два варианта прогноза: по россий-
ским стандартам и по МСФО. И наше решение — осно-
вываться на МСФО — было принято совсем не для того,
чтобы красиво выглядеть перед регулятором. Во-первых,
на ситуацию всегда нужно смотреть открытыми глазами,
а международные стандарты финансовой отчетности,
скажу вам, места для иллюзий оставляют гораздо мень-
ше. А во-вторых, нам важно было сохранить понимание
на рынке и доверие инвесторов. И это удалось: западные
партнеры считают наш банк одним из наиболее надежных
в России.
БДМ:
Но, наверное, еще и потому, что ТрансКредитБанк
связан с государством?
Как раз о прямом государственном участии здесь говорить
неправильно. Есть в капитале доля ОАО РЖД, которое
действительно принадлежит государству, но представляет
собой структуру коммерческого типа. По мере реформиро-
вания рыночная составляющая будет только усиливаться.
Так что наш банк — вовсе не «государственный».
Могу, кстати, сослаться и на пример Россельхозбанка —
по структуре вполне государственного, хотя и включающе-
го в себя элементы банка развития. Как член совета дирек-
торов Россельхозбанка, я курирую в
нем комитет по аудиту, что позволяет
видеть работу «изнутри». Поверьте, и
задачи, и проблемы, с которыми Рос-
сельхозбанку приходится сталкивать-
ся, очень сложны. И тем не менее это успешный банк. В том
числе и с точки зрения нормативной базы.
А заложено такое качество работы, если хотите, исто-
рически: и руководитель банка, и ключевые специалисты
первые навыки работы получили еще в системе Госбанка.
У них есть четкое понимание не только того, как строится
процесс, но и как он должен быть отлажен в деталях. Взять
хотя бы систему оценки рисков — все знают, что в креди-
товании необходимо рассматривать всех взаимосвязанных
заемщиков. Но во многих ли банках это делают?
То же самое и с проблемными активами. В Россельхоз-
банке отделы по работе с ними создали еще до того, как
об этом стали говорить в полный голос. И выделяют такие
активы на ранней стадии, пользуясь собственными мето-
диками. Поэтому здесь «плохие» акти-
вы не сваливаются как снег на голову,
с ними разбираются раньше, чем они
начинают создавать угрозу для устой-
чивости банка.
БДМ:
Вы затронули тему, которая сейчас активно обсуж-
дается в банковском сообществе. Но, похоже, взгляды на
нее очень разнятся. Если представители денежных вла-
стей считают, что проблема «рассосется» сама собой, то
банки призывают к срочной расчистке балансов.
Мнения на этот счет вполне могут различаться — в зависи-
мости от полноты информации и от конкретного момента.
На мой взгляд, ситуация с «плохими» долгами серьезная,
но не катастрофическая. Особенно в сравнении с другими
странами — на их фоне российская банковская система вы-
глядит не слишком отягощенной проблемными активами.
Внутри страны ситуация, естественно, более дифференци-
рованна: есть определенный сегмент банков, где она уже до-
стигла критического уровня. Однако общего диагноза я бы
Инструкции выпускаются вовсе не для того, чтобы поме-
шать бизнесу — как раз наоборот
Любые лазейки в документах провоцируют «двойные
стандарты» и опасны как для банка, так и для регулятора
22
Банки и деловой мир
май 2010
Бизнес из первых рук:
разные лики надзора