3
Из того, что было бы полезно сохранить и после кризи-
са, можно упомянуть список ломбардного кредитования
и возможность рефинансирования коммерческих банков под
залог кредитных требований.
4
Отношения рабочие. Уважаем, доверяем, слегка опасаем-
ся — как и положено «поднадзорному» лицу.
5
К данному предложению относимся нейтрально. Для нас
вряд ли что изменится.
мативных документах на уровне отрасли в целом. При этом
внутри банковской системы не делается различий для отдель-
ных банков или категорий банков, специфика бизнеса которых
может сильно различаться.
3
Разумным было бы оставить и для «мирного» времени
возможность получать кредиты Банка России под залог.
Хотелось бы, чтобы перечень инструментов, под залог которых
возможно было получить рефинансирование, был достаточно
разнообразен и широк: большой список системообразующих
предприятий, актуальный ломбардный список, допускалась
бы возможность получать кредит под залог иностранной ва-
люты и так далее.
4
Отношения с представителями надзорного органа скла-
дываются хорошие, уважительные. Их мнению банк до-
веряет и прислушивается к нему. По мере необходимости мы
обращаемся за консультациями по различным вопросам и
получаем квалифицированные, авторитетные разъяснения
уполномоченных сотрудников Банка России. Взаимодействие
конструктивное и полезное для банка.
5
Надзорный орган контролирует соблюдение всего ком-
плекса требований, составляющих законодательно-
нормативную базу. Поскольку их действие для всех участни-
ков рынка одинаково, то различий, зависящих от названия
надзорного органа, быть не должно. Представляется, что Банк
России объективно и успешно справляется с функциями над-
зора, но и выделение их не должно изменить сути и содержа-
ния проводимых в рамках своей компетенции мероприятий.
Иными словами, наше отношение к вопросу о выделении этой
функции в отдельную структуру можно назвать индиффе-
рентным.
Отношения—
конструктивные
Ирина КУКСИНА
Начальник аналитического отдела
ЗАО АКБ «Экспресс-кредит»
1
Бесспорно, полезным можно назвать снижение ставки
рефинансирования в течение последнего года, так же как
и то, что Банк России расширил для банков возможности по-
лучения кредитов, в том числе на льготных условиях, как это
было в разгар кризиса. Заметно пополнился ломбардный спи-
сок, появилась более широкая линейка сроков по операциям
РЕПО, выдавались кредиты без залога и под залог кредитного
портфеля. А снижение ставки ФОР на пике кризиса освободи-
ло в нужный момент ощутимый объем средств для пополне-
ния ликвидности.
Что касается решений сомнительных, то здесь, боюсь, не
буду оригинальной. Те функции, которыми нас наделили в со-
ответствии со 115-м законом, не просто не свойственны ком-
мерческим организациям, оказывающим услуги клиентам, но
и вредны. Бывают случаи, когда клиенты воспринимают ин-
терес банка с целью идентификации и определения сущности
операций как вмешательство в бизнес и попытку завладеть
коммерческой тайной.
Неоднозначную реакцию вызвали и рекомендации регу-
лятора по снижению процента в привлечении средств — с
жесткой привязкой к средней ставке по депозитам. Возмож-
но, отклонение от средней ставки крупнейших банков могло
бы быть допущено и больше чем 1,5%.
2
Можно сказать, что количество нормативных документов
достаточно велико. Качество же их разное. В основном
они полезны и информативны, однако некоторые допускают
двойное толкование. Специфика бизнеса учитывается в нор-
Банковской
системе
не нужны
новые стрессы
Сергей СЕРГЕЕВ
Исполняющий обязанности председателя правления
ООО «Витас Банк»
1
На мой взгляд, начатая сейчас работа по использованию
ставки рефинансирования как инструмента регулиро-
вания рынка имеет хорошие перспективы и может стать эф-
фективной. Хватило бы терпения сделать ее естественной, а не
надзорно-репрессивной.
30
Банки и деловой мир
май 2010
Бизнес из первых рук:
разные лики надзора