оказавшихся в преддефолтном состоянии. Многие из них, по
правде говоря, вовсе не имеют «стратегического» значения,
и вряд ли их банкротство привело бы к коллапсу банковской
системы страны. Между тем затраты были слишком велики.
Преждевременная либерализация валютного законода-
•
тельства, снявшая часть валютных ограничений. Западные
страны вводили условия обращения национальных валют,
аналогичные современным российским, при гораздо более
развитой и диверсифицированной экономике, чем суще-
ствующая сегодня в России.
Предоставление «технических» кредитов бывшим респу-
•
бликам СССР в первые годы обретения ими независимости.
Эта мера была направлена на сохранение рублевого про-
странства, но на деле вылилась в галопирующую инфляцию,
так как новые независимые государства быстро отказались
от использования российского рубля в качестве денежной
единицы, а излишняя рублевая ликвидность была ими в зна-
чительной степени выведена на наш товарный рынок.
2
Банк России выпускает достаточное количество норма-
тивных документов, написанных грамотным экономиче-
ским языком. По содержанию они бывают как общими, так и
ориентированными на специфику конкретного банковского
бизнеса. Значительная часть документов носит регламенти-
рующий характер, но широко представлены информационно-
аналитические документы и рекомендации.
Качество большинства документов находится на высоком
уровне, чему способствует отработанный механизм предва-
рительного обсуждения, а при необходимости — внесение
изменений.
Тем не менее в отдельных случаях имеет место двойное
толкование содержания документов. Интерпретация таких
документов зачастую зависит от мнений отдельных террито-
риальных управлений Банка России, что вносит определен-
ную специфику в работу филиалов.
3
Представляется полезным сохранить широкий спектр
инструментов рефинансирования коммерческих банков,
может быть, введя более строгие требования к тем, кто хотел
бы ими воспользоваться. Это позволило бы быстрее активизи-
ровать кредитование в стране, так как стоимость и срочность
привлекаемых на рынке ресурсов вкупе с повышенным уров-
нем кредитного риска препятствуют его нормальному разви-
тию и, следовательно, снижают темпы восстановления россий-
ской экономики.
К таким мерам можно отнести дальнейшее снижение став-
ки рефинансирования, поддержку национальной валюты, со-
хранение условий предоставления Банком России кредитов
без обеспечения и условий проведения сделок РЕПО.
И безусловно, полезно было бы сохранить изменения, вне-
сенные в Положение № 254-П, в частности Указание № 2156-У.
4
Отношения наши строятся на основе взаимного уваже-
ния и внимательного отношения к мнению друг друга.
1
Если брать длительный временной интервал, то, пожалуй,
достаточно сложно выделить лишь три самые значимые
меры. Поэтому, думаю, будет более правильным назвать ряд
своевременных и актуальных мер, которые были введены в
кризисный и посткризисный периоды.
Первое — меры, направленные на поддержание ликвид-
ности — как банков, так и обеспечение качества кредитных
портфелей. В частности, речь идет об изменениях в Положе-
нии 254-П в части требований к реструктурируемому кре-
диту и дальнейшем продлении срока действия отдельных
положений документа. Это дает возможность обеспечить не-
обходимый уровень качества кредитного портфеля, с одной
стороны, идя навстречу клиенту и временно корректируя
условия ссуды, с другой — сохранить должный уровень каче-
ства портфеля при соблюдении определенных требований.
Второе — планомерная последовательная работа по сни-
жению ставки рефинансирования, которую Банк России про-
водил в течение последних лет. Эта мера позволила снизить
стоимость краткосрочных кредитных ресурсов для банков.
И третье — расширение ломбардного списка по кредитам
ЦБ, в том числе и за счет включения в него ипотечных цен-
ных бумаг. Ранее этот список формировал лишь ограниченный
круг долговых ценных бумаг, то есть облигации и еврообли-
гации РФ, облигации Банка России, субъектов РФ и муници-
Антикризисные
меры дали
свои плоды
Игорь ЖИГУНОВ
Заместитель председателя правления
Городского Ипотечного Банка
5
Во многих странах мира продолжается дискуссия: объ-
единять или нет в рамках одной организации денежно-
кредитное регулирование экономики страны и надзор за
коммерческими банками? Разделение этих функций часто обо-
сновывается стремлением снизить уровень коррупции в соот-
ветствующих органах власти, их объединение — стремлением
повысить эффективность управления экономикой, в том числе
банковской системой. Чем более централизовано руководство,
тем более глобальные задачи оно может решать.
Учитывая огромный объем работы, который еще пред-
стоит проделать для модернизации российской экономики и
совершенствования нашей банковской системы, представля-
ется целесообразным сохранение обеих обозначенных выше
функций в рамках единой структуры — Банка России.
34
Банки и деловой мир
май 2010
Бизнес из первых рук:
разные лики надзора