палитетов, облигации с ипотечным покрытием, облигации и
еврооблигации юридических лиц. После расширения списка в
него вошли акции российских компаний и биржевые облига-
ции. Это дало более широкие возможности участникам рынка
получать финансирование под залог ликвидного обеспечения.
3
Антикризисные меры регулятора дали свои плоды.
Согласно отчету правительства, представленному в
Госдуме в апреле 2010 года, задолженность банков по безза-
логовым кредитам перед Банком России сократилась в разы.
Оживляется сегмент розничного кредитования населения.
Ситуация с просроченной задолженностью также, вопре-
ки прогнозам многочисленных аналитиков, не усугубляется.
Напротив, в этой сфере наблюдаются позитивные изменения
в сторону уменьшения просрочки и улучшения качественных
показателей портфелей. Таким образом, Банку России, разуме-
ется, необходимо продолжать реализовывать политику под-
держания ликвидности, способствуя созданию внутреннего
российского рынка долгосрочного фондирования.
П
режде всего хочется поздравить Банк России с наступаю-
щим юбилеем, пожелать ему долгих лет здравствования и
плодотворного развития! Пусть под его руководством россий-
ская банковская система, включающая в том числе и региональ-
ные банки, становится мощным и эффективным компонентом
государственной стратегии создания новой экономики, обеспе-
чивающей прорыв в стратегически важных отраслях и отвечаю-
щей интересам экономической безопасности страны.
1
А теперь о полезных и сомнительных решениях.
Регулятор в период кризиса очень вовремя пошел на неко-
торые послабления, например, в требованиях к формированию
резервов на возможные потери по ссудам и к выполнению по-
казателей финансовой устойчивости в 2010 году. Это позволи-
ло банкам более адекватно оценивать активы и способствовать
выходу из кризисной ситуации заемщиков, обеспечивая воз-
вратность активов в будущем.
Столь же, безусловно, полезно развитие рефинансирования
как инструмента денежно-кредитной политики Банка России.
Учитывать
специфику
банковского
бизнеса
Елена ЛИТВИНОВА
Директор по экономике и финансам
ОАО Новосибирский Муниципальный банк
И наконец, долгожданное внедрение отчетности банков в
электронном виде.
Что касается наиболее сомнительных шагов регулятора, то,
признаться, не радует выбранныйПоложением№346-Пподход
к оценке операционного риска — базисный, с использованием
той же доли от дохода, 15%. Российская банковская система
более доходна и менее капитализирована, чем европейская, и
15% от доходов покрывать капиталом тяжело, даже с учетом
введения коэффициентов до 2012 года. У нас в стране нужен
более дифференцированный подход, потому что наша банков-
ская система разнородна — как по источникам формирования
капитала, так и по источникам формирования дохода.
И конечно, поторопились, на наш взгляд, с отменой действия
Указания № 2156-У. Если учесть, что она произойдет одновре-
менно со вступлением в силу Положения№346-П и связанного
с ним изменения вИнструкцию№110-И (ухудшение норматива
достаточности капитала за счет включения в него расчетного
значения уровня оперриска), то получается, что в июле 2010 года
достаточность капитала банковской системы искусственно ис-
пытает двойной удар. Не рано ли? Ведь кризис «плохих» долгов
еще не закончился, а реальный сектор — не восстановился.
2
В целом качество нормативных документов улучшается.
Проекты документов предварительно размещаются на сай-
те Банка России, что позволяет учесть предложения и замечания
со стороны заинтересованных лиц.
Однако остаются и проблемы. Количество изменений норма-
тивных документов чрезмерно. Документы Банка России—это
как Библия: каждый находит в них что-то свое. Нередки слу-
чаи, когда у разных территориальных управлений встречаются
различные толкования отдельных положений нормативных
актов. Это особенно сказывается на банках, входящих в состав
одной банковской группы, но территориально находящихся в
сфере контроля разных управлений ЦБ РФ.
Нерешенным вопросом остается подготовка отчетности —
регулятор не раз обещал упростить этот процесс, но на деле
получается по-другому. Скажем, Указанием№ 2332-У от 12 но-
ября 2009 года сроки предоставления отчетности очень сжаты
и неравномерно распределены (на некоторые даты сконцентри-
ровано слишком много отчетных форм).
Есть еще немало моментов, когда требования регулятора
и других государственных органов не учитывают специфику
банковского бизнеса, что вызывает неоднозначные послед-
ствия. Например, процентная политика правительства и Бан-
ка России направлена на снижение депозитных ставок через
давление на ставку рефинансирования и рекомендации по
максимальным ставкам по вкладам. И это вполне может при-
вести к росту привлекательности валютных вкладов и бегству
сбережений из национальной валюты. И в это же самое время
сохраняются довольно жесткие требования к банкам по обе-
спечению доходности и снимаются послабления по форми-
рованию резервов в зависимости от финансового положения
заемщиков. А поскольку сейчас рентабельность заемщиков
из категории малого и среднего бизнеса из-за кризиса резко
35
май 2010
Банки и деловой мир
Бизнес из первых рук:
разные лики надзора