и развития бизнеса. При этом наблюда-
ется ухудшение финансового состояния
предприятий, а значит, рост кредитных
рисков, что также удерживает банки от
выдачи кредитов и ведет к сокращению
ссудной задолженности.
Ограниченный спрос на банковские
кредиты со стороны предприятий к
концу 2009 года стал также определять-
ся снижением процентных ставок на
рынке корпоративных облигаций фак-
тически до докризисного уровня. В ре-
зультате многие заемщики предпочли
вновь, как до кризиса, привлекать сред-
ства напрямую с долгового рынка, ми-
нуя банки. При этом заемщики банков,
получившие ранее по кризисным став-
кам дорогие кредиты, начали досрочно
гасить их. В итоге и без того небольшие
объемы вновь выдаваемых кредитов
были «перекрыты» погашениями и кре-
дитный портфель продолжил быстро
снижаться. По сути, снижение кредит-
ного портфеля банков в конце 2009 года
было во многом обусловлено не теку-
щей ситуацией на рынке, а прошлой
историей кредитования, отразившейся
во временной структуре кредитных
портфелей банков.
Этотфакт демонстрирует, что для про-
гнозирования изменения совокупного
кредитного портфеля банков (особенно
в неустойчивой кризисной ситуации) не-
обходимо учитывать изменения в соот-
ношениях размеров выдачи и погашения
кредитов, что предпочтительно делать в
разрезе отдельных групп клиентов.
Доля госсектора
Естественной реакцией российской
экономики на мировой кризис стало
усиление позиций ее государственно-
го сектора, что также проявилось и в
банковском секторе. Так, государствен-
ные компании, располагающие соот-
ветствующей поддержкой, безусловно,
являются лучшими заемщиками для
банков. Поэтому очевидным следствием
кризиса стало то, что в ситуации дефи-
цита надежных заемщиков банки ста-
ли активно выдавать кредиты именно
государственному сектору экономики.
Да и государство, оказывая поддержку
банкам, требовало от них поддерживать
кредитами именно государственный
сектор экономики, что также придало
дополнительный импульс росту этой
части кредитного портфеля банков.
Определить объем банковских креди-
тов, выданных госсектору экономики, —
задача не совсем тривиальная. С одной
стороны, балансовая отчетность бан-
ков предполагает четкое разделение
кредитных счетов по типу собственно-
сти заемщиков, что допускает выделить
часть кредитов, выданных госсектору
экономики. С другой, неоднозначность
и непрозрачность в структуре собствен-
ности многих российских компаний не
позволяет точно классифицировать за-
емщиков по виду собственности, а это
приводит к тому, что многие заемщики,
по сути, из госсектора классифициру-
ются банками в категории негосудар-
ственных компаний. Это отражается
и в явном несоответствии официаль-
ной доли кредитов госсектору в общем
объеме кредитного портфеля и доли
государственного сектора в российской
экономике. Статистика показывает, что
доля таких кредитов равна примерно
3%, а доля госсектора в экономике, по
оценкам экспертов, близка к 50%, на что,
например, неоднократно указывал на-
учный руководитель ГУ-ВШЭ Г. Ясин.
По данным Росстата, доля выпуска
продукции предприятий с государ-
ственной и смешанной собственностью
в общем выпуске продукции составля-
ет около 30%. Таким образом, даже по
скромным оценкам, доля госсектора в
кредитном портфеле примерно в 10 раз
должна превышать данные балансовой
отчетности.
С учетом таких корректировок кре-
дитный портфель российских банков
может быть разбит примерно в сле-
дующем соотношении: 20% кредиты
физическим лицам, 30% — госсектору
и 50% — негосударственным предпри-
ятиям. Каждый из этих компонентов
имеет самостоятельную динамику, ко-
торую необходимо учитывать при про-
гнозировании динамики совокупного
кредитного портфеля банков.
Прогноз
В докризисную первую половину 2008
года, по нашим оценкам, портфель кре-
дитов госсектору экономики снизился с
3,9 до 3,4 триллиона рублей — на 13%.
И это при том, что совокупный кредит-
Прогноз структуры кредитов
небанковскому сектору (тыс. руб.)
Прогноз динамики кредитов
небанковскому сектору (тыс. руб.)
0% От 0
до 20%
От 21
до 40%
От 41
до 60%
От 61
до 80%
От 81
до 100%
Свыше
100%
Число предприятий в группе
0
10
20
30
40
50
60
70
66
65
55
33
21
11
19
2 000 000 000
3 000 000 000
4 000 000 000
5 000 000 000
6 000 000 000
7 000 000 000
8 000 000 000
9 000 000 000
10 000 000 000
Янв. 2008
Апр. 2008
Июл. 2008
Окт. 2008
Янв. 2009
Апр. 2009
Июл. 2009
Окт. 2009
Янв. 2010
Апр. 2010
Июл. 2010
Окт. 2010
Янв. 2011
Физическим лицам-резидентам
Госсектор
Предприятиям и ИТД-резидентам
Число предприятий в группе
Янв. 2008
Апр. 2008
Июл. 2008
Окт. 2008
Янв. 2009
Апр. 2009
Июл. 2009
Окт. 2009
Янв. 2010
Апр. 2010
Июл. 2010
Окт. 2010
Янв. 2011
Выданные кредиты
Погашенные кредиты
Кредиты НФС-резидентам (правая ось)
2 000 000 000
2 500 000 000
3 000 000 000
3 500 000 000
4 000 000 000
4 500 000 00
5 000 000 000
5 500 000 000
2 000 000 000
4 000 000 000
6 000 000 000
8 000 000 000
10 000 000 000
12 000 000 000
14 000 000 000
16 000 000 000
18 000 000 000
20 000 000 000
По данным Интерфакс-ЦЭА.
По данным Интерфакс-ЦЭА.
21
июль 2010
Банки и деловой мир
Бизнес из первых рук:
Как выйти из кредитной стагнации?