Стр. 25 - BDM_2010-08

Упрощенная HTML-версия

перестают выпускать ценные бумаги.
В итоге количество эмитентов в листинге
ММВБ снижается. А ведь проблема наших
биржне только в оборотах. По этому пара-
метру ММВБ не такая уж и маленькая, но
в штуках эмитентов она выглядит гораздо
хуже, чем, например, в Польше.
На самом деле это очень серьезное об-
стоятельство. Хуже того, если пройтись
по списку российских компаний и попро-
бовать спрогнозировать, кто еще мог бы
выступить эмитентом, то окажется, что
резервы мы практически исчерпали. Все,
кто мог, уже успел застолбить свое место,
и сейчас с IPO выходят лишь небольшие
компании, не способные оказать влияние
на качество развития финансового рынка.
А без этого само его дальнейшее суще-
ствование становится проблематичным.
Осознание такой перспективы, на мой
взгляд, исключительно важный момент.
Он переводит проблему создания фи-
нансового центра в Москве из категории
желательного в категорию необходимого.
Понятно, полагаю, что с самого начала он
должен быть сориентирован на привлече-
ние эмитентов не только из России, но и
из стран СНГ. Без этого никакой финансо-
вый центр просто не сможет состояться—
очень уж ограничены для этого масштабы
российской экономики. По той же причи-
не, кстати, не может состояться финансо-
вый центр ни в Алма-Ате, ни в Киеве —
там тем более не хватит для этого массы
эмитентов. По существу, у экономик стран
СНГ сегодня просто нет выбора: или они
формируют единый финансовый центр,
или их эмитенты и инвесторы начинают
немедленно перетекать в Лондон и Нью-
Йорк, где эта масса существует.
С инвесторами у нас тоже беда, осо-
бенно с внутренними. Индустрия дове-
рительного управления практически во
всех странах СНГ находится в зачаточном
состоянии. В некоторых, например в Ка-
захстане, создана хорошая накопительная
пенсионная система, которая и… убила
финансовый рынок. Главная претензия
инвесторов к KASE — неликвидная пло-
щадка. А почему неликвидная? Да пото-
му, что все скупили пенсионные фонды и
торговля ценными бумагами на этом за-
кончилась. Аналогичная ситуация, кстати
сказать, произошла в России с рублевы-
ми государственными облигациями: все
скупил ВЭБ в пенсионные накопления и
лишил рынок необходимого для нормаль-
ной деятельности объема торговли.
Отсюда вывод: все еще популярная идея
о создании одного или двух-трех крупных
инвесторов может решить задачу первич-
ных размещений, но не задачу формирова-
ниярынка.Дляэтогонужнамассанезависи-
мых инвесторов, которые быобеспечивали
необходимые объемы торговли.
Создание собственной базы незави-
симых инвесторов — дело не простое и
не быстрое. Особенно с учетом низкой
нормы накопления, которая наглядно
проявилась в предкризисный период,
когда российские граждане брали боль-
ше кредитов, чем сберегали депозитов.
По всей видимости, нам не обойтись без
иностранных инвесторов. На российских
биржах они работаю достаточно активно
и выкупают около 70% каждого IPO.
Но есть проблема: практически никто
из инвесторов, в том числе российских, не
управляет своими средствами из Москвы.
IPO Сбербанка полностью проходило на
российских биржах и позволило привлечь
миллиарды долларов, но большинство ре-
шений об участии в нем принимались в
Лондоне, в Нью-Йорке и т.д. Между тем
принципиальное отличие финансового
центра от других институтов состоит в
том, что именно здесь формируются и
принимаются инвестиционные решения.
Мы в этом смысле катастрофически от-
стали. Даже от Польши: в Варшаве при-
нимается гораздо больше решений об
инвестициях нерезидентов в акции рос-
сийских компаний, чем в Москве.
Так что ситуация с инвесторами —
вторым столпом финансового центра —
складывается пока неблагоприятно. Что-
бы ее поправить, можно было бы задачу
разделить на две, разнесенные во време-
ни. Одно дело — создание собственной
инвесторской базы — здесь можно и
потерпеть. И совсем другое — место, где
принимаются инвестиционные решения.
Тут нужно действовать незамедлительно.
По существу речь идет о создании таких
условий, которые подтолкнули бы ино-
странных инвесторов к открытию своих
офисов в Москве. В этом случае мы как
минимум можем рассчитывать, что в кри-
Мы начали с проектирования новой схемы транспорт-
ного обеспечения. Она уже одобрена НИИ автомобильного
транспорта и включает строительство высокоскоростных
касательных автомагистралей по эстакадам в зонах от-
чуждения железных дорог, а также использование водоот-
водных каналов для создания крупнейшего транспортного
развязочного узла.
Проект «Кремлин-сити» должен стать прообразом ново-
го типа градопоселения, эко-городом в городе. Проектом
предполагается создание единой инженерной системы,
максимально использующей возобновляемые источники
энергии. Новый вид легкого метро, курсирующего вокруг
острова, позволит миллионам туристов насладиться видом
на Кремль и набережные, освобожденные от шума автомо-
билей, движение которых будет опущено под землю.
Бизнес-план не предполагает государственного субсидиро-
вания. Но гарантии, безусловно, нужны, прежде всего полити-
ческие: чтобыпривлечь серьезныйкапитал. Из $15миллиардов
инвестиций требуется не менее 3 миллиардов, чтобы ввести
первую очередь, и в дальнейшем проект финансировался бы
уже за счет окупаемости реально вложенных средств.
Требуется единое ­информационное
­пространство
Иштван ЛЕНДЬЕЛ
Банковская ассоциация стран Центральной и Восточной
Европы приступила к созданию базы данных на основе от-
четности по МСФО. Результаты первого проекта — это бу-
дет Латвия, около 20 банков — будут вскоре размещены на
нашем сайте.
Чтобы обработать данные по одной стране, в среднем
требуется месяц. В ассоциацию входит 30 стран, в том числе
СНГ, поэтому работа предстоит серьезная. Но и результат
того стоит. Единая база по финансовой отчетности ­банков
25
август 2010
Банки и деловой мир
без границ:
снг в новом измерении