Стр. 36 - BDM_2011-01-02

Упрощенная HTML-версия

ции: короткие, чистые, значимые — в
ценных бумагах, в том случае, когда
они превысят определенные границы,
и на рынке, если превысят наивыс-
ший порог. В отношении суверенных
облигаций контролирующие органы
могут определить возможные риски
стабильности суверенных долговых
рынков, получая информацию по ко-
ротким позициям, среди которых по-
зиции, полученные через суверенные
кредитные дефолтные свопы (дерива-
тивный продукт, в некоторых случаях
считающийся формой страхования от
риска невыполнения обязательств).
Контролирующие органыявляются
координированной европейской нор-
мативной структурой. Национальные
контролирующие органы в исключи-
тельных случаях наделяются опреде-
ленными полномочиями для ограни-
чения или временного запрещения
коротких продаж любого финансового
инструмента, принимая во внимание
координирование со стороны ESMA
(Европейская комиссия по финансо-
вому регулированию и рыночным от-
ношениям, которая должна начать ра-
ботать уже в нынешнем январе).
Кроме того, такая структура будет
наделена полномочиями направлять
на рассмотрение компетентных ор-
ганов определенные вопросы — если
возникнет необходимость немедленно
привлечь их к работе для ограничения
или запрещения коротких продаж.
Противостоять специфическим
рискам коротких «голых» продаж.
Предложение предполагает, что для
осуществления короткой продажи
инвестор должен занять необходимые
финансовые средства, подписать дого-
вор об их займе или заключить дого-
вор с третьей стороной, чтобы иметь
в распоряжении данные ценные бума-
ги в целях займа таким образом, что-
бы они могли быть предоставлены на
день осуществления расчетов.
Будет ли достаточно
­применяемых мер?
Американский дом рухнул 16 августа
2007 года. Многие понимали, что по-
жар вот-вот разгорится, и предприня-
ли все необходимое, чтобы погорели
только враги, а государство вызвало
пожарных, расчистило весь хлам и
оплатило стоимость реконструкции.
По истечении трех лет единственным
рецептом выхода из кризиса стал сле-
дующий: новые формы, больше пра-
вил и больше бюрократии.
Но я не думаю, что нам удастся вы-
крутиться малыми расходами.
Сожжена большая часть столицы
Северо-Запада, который к тому же
еще и большой должник. Во време-
на практически нулевых процентов
Северо-Запад представлялся почти
полностью «японизированным» — то
есть без интересных идей в отношении
будущих инвестиций (за исключением
сокращений и правил).
Если Юго-Восток (который еще и
большойкредитор) продолжит действо-
вать в таком духе, вполне возможно,
что Северо-Запад закончит, как Объ-
единенное Королевство после Первой
мировой войны. Новый же основной
цикл может начаться с войны, с великой
инфляционной вспышки или с глубо-
ких правовых изменений. Постараемся
понять, достаточны ли будут принятые
(или готовящиеся) меры для того, что-
бы избежать первых двух вариантов.
Вариант Базеля-3
приведет к тому,
что банки too big to fail, так же как и
страны, которые избегнут надзора
контролирующих органов, только по-
смеются. Если капитал способен кон-
тролировать сенат США — что уж
говорить о крупном банке или малень-
ком острове!
США.
Реформа финансовой систе-
мы Обамы, принятая в июне прошед-
шего года, не изменяет соотношения
«капитал/политика».
Европейский Союз.
Что произой-
дет, если через три года Европейский
финансовый фонд стабильности за-
кроется и страны, которые пользо-
вались его помощью, потерпят крах?
А если он преобразуется в постоянный
механизм оказания помощи, почему
страны не могут воспользоваться его
помощью, чтобы восстановиться?
Говоря о новом европейском
ор-
гане финансового контроля
, стоит
уточнить, что фактически предлагает-
ся учредить не один, а четыре органа!
И наконец, новое европейское
эко-
номическое управление
, то есть Пакт
стабильности III. Надо понимать, что
более жесткие санкции для государств
с высокими рисками могут привести к
тому, что страны с большим долгом и
политически нестабильные могут не
справиться с ситуацией и спровоци-
ровать системный кризис — и крах
зоны евро.
Китай, Япония, США, Бразилия.
Здесь речь снова идет о международной
финансовой войне и протекционизме.
Китай и США: китайское рейтинговое
агентство «Дагонг» деклассирует Сое-
диненные Штаты и говорит о негатив-
ных прогнозах на будущее, снижая рей-
тинг основному должнику китайцев.
США отвечают по-своему: Уолл-стрит
не признает рейтинги «Дагонга».
Даже за пределами внутреннего
пространства говорят о реальности,
уже давно существующей, но до сих
пор замаскированной: «теневые бан-
ки», «покупка нормативов», «уязви-
мые развитые страны», «сложность
расследования».
Так исцелится ли больной? В этом
есть сомнения. Поток правил, новые
технические органы контроля, угро-
жающая и ускользающая реальность…
Никто не хочет говорить о необходи-
мых правовых изменениях. Говорят: кто
умом тронулся, тот не воюет, но кто не
воюет, тот совсем не глуп. А это значит,
что можно думать о великой инфляции.
Правильная последовательность
выглядит так: культура, политика,
общество, экономика, финансы. Но в
реальном мире, напротив, все наобо-
рот. Черная дыра началась с финансов
в 2007 году и уже поступательно заса-
сывает экономику, общество, полити-
ку и культуру.
Это как если бы больной предлагал
и даже навязывал врачу лечение, кото-
рое тот должен прописать: заставить
его выписать как можно больше фаль-
шивых рецептов, но не принимать
нужное лекарство.
В точности Карл Маркс на Уолл-
стрит.
36
Банки и деловой мир
январь–февраль 2011
без границ:
La Finanza