Василий СИМЧЕРА
Заслуженный деятель науки
РФ, д.э.н., профессор
Валерий КУРГУЗОВ
ЮниКредит Банк, Москва,
к.э.н.
Что же ценного содержит этот за-
кон, в том числе — и прежде всего —
для финансовой практики России? От-
вет на поставленный вопрос требует
обзора его содержательных положений,
включая положения, связанные с меха-
низмом практической реализации.
Кроме обзора основных положений
и оценки последствий его применения
закон включает 16 нормативных статей.
Финансовая стабильность.
•
Орган упорядоченной ликвидации.
•
Передача полномочий контролеров
•
Федеральной корпорации по стра-
хованию депозитов и Федеральной
резервной системе США.
Нормативные правила для советни-
•
ков хедж-фондов.
Страхование.
•
Дополнения к нормативным правилам.
•
Прозрачность и подотчетность Уолл-
•
стрит.
Контроль над платежами, клирингом
•
и взаиморасчетами.
Защита инвесторов и дополнения
•
в нормативы регулирования рынка
ценных бумаг.
Бюро финансовой защиты потреби-
•
телей.
Федеральная резервная система.
•
Положения.
Облегчение доступа к традиционным
•
финансовым институтам.
Закон о долговых обязательствах
•
(расчет с долгами).
Закон об ипотечной реформе и
•
борьбе с «хищническим» кредито-
ванием.
Разные положения.
•
Раздел 1256.
•
Каждая из статей закона — это от-
ветына критические вызовы современ-
ного мирового финансового кризиса,
инициатором и главным проводником
которого, по факту, стали сами финан-
совые структуры США, их сомнитель-
ные финансовые операции и инстру-
менты: начиная с ипотечных кредитов
категории «сабпрайм» и заканчивая
откровенными махинациями и крими-
налом, вроде Бернарда Медоффа, Ала-
на Стенфорда или Джеймса Дэвиса. На
долю финансовых операций (включая
сомнительные) в США приходится се-
годня более 10% общего ВВП, против
всего 2% в 1860-м и 2,2% в 1940 году.
Отвечая на эти вызовы, президент
Б. Обама, который старался все вре-
мя держать ситуацию под контролем,
в своем послании A New Foundation
1
сформулировал следующие пять прин-
ципиальных предложений по кон-
структивному решению всего круга
затрагиваемых проблем:
консолидация регулирующих фи-
•
нансовых агентств, исключение из
законодательства расточительных
статей и создание нового наблюда-
тельного совета по оценке система-
тических рисков;
расширение сферы регулирования
•
финансовых рынков, включая по-
вышение прозрачности их инстру-
ментов, в том числе прозрачность
обращающихся на них произво-
дных финансовых инструментов и
разного рода сомнительных дери-
вативов, объемы которых в мире
к 2010 году достигли 700 триллио-
нов долларов США, в том числе 550
триллионов — на рынках США;
проведение реформ по защите по-
•
требителей, включая создание но-
вых агентств, стандартов и финан-
совых продуктов, усиливающих
защиту инвесторов;
разработка инструментов по выхо-
•
ду изфинансового кризиса, включая
принятие решений по реконструк-
ции существующего агентства «Фе-
деральная корпорация по страхо-
ванию депозитов» (Federal Deposit
Insurance Corporation — FDIC) с
целью понижения уровня корпо-
ративных банкротств, включая
предложения по предоставлению
Федеральной резервной системой
громадного кредита Казначейству
США в связи с возникновением не-
обходимых обстоятельств;
различные меры, направленные на
•
повышение роли международных
стандартов и международного со-
трудничества, включая предложе-
1
См.: http:www//whitehouse.gov/the_press_office/
Remarks-of-the-President-on-Regulatory-
Reform/.
апрель 2011
Банки и деловой мир
75
анализ:
Тенденции