Стр. 9 - BDM_2011-05

Упрощенная HTML-версия

Это правда. Конечно, понадобились
годы очень настойчивой работы, пока
власти начали прислушиваться к мне-
нию бизнес-сообщества. Но резуль-
тат того стоил. Посмотрите, сейчас
Банк России выносит на обсуждение
все серьезные документы, и в обеих
наших ассоциациях создаются спе-
циальные рабочие группы, идет дис-
куссия и на конференциях, и на засе-
даниях комиссии РСПП по банкам и
банковской деятельности. Собранные
по ее итогам предложения передают
разработчикам нормативных актов.
Такая профессиональная обществен-
ная экспертиза необходима, и не
только банкирам — без налаженной
обратной связи любая властная или
регулирующая структура обречена
на ошибки.
БДМ:
Тем не менее не всегда «в
верхах» к этому мнению прислу-
шиваются. Как получилось с теми
же страховыми взносами? Поч-
ти полтора года и в прессе, и на
встречах с руководством эксперты
предрекали именно тот результат, к
которому в конце концов и пришли.
А теперь вот приходится отрабаты-
вать назад.
Но это, согласитесь, не основание,
чтобы сворачивать диалог с властью
и безучастно принимать все, что про-
исходит. Как раз наоборот: пусть не
сразу, с запозданием, после того как
проявились уже негативные послед-
ствия, но реакция есть. Что рождает
некоторый оптимизм, хотя, признать-
ся, осторожный.
БДМ:
Почему осторожный?
Да потому, что здесь очень много вся-
ких «но», начиная с того, что прави-
тельство приняло на себя серьезные
обязательства, связанные с повыше-
нием пенсий и довольствия военным,
с реформами здравоохранения и дру-
гими масштабными программами.
Думаю, именно их и имел в виду Пу-
тин, когда сказал, что вопрос требует
дополнительного обсуждения и про-
стых решений здесь быть не может.
Но в любом случае власти должны
понять, что в наших условиях уже-
сточение налоговой нагрузки во благо
экономике не пойдет, —надо искать и
другие пути. Да не искать даже, пути
эти ясны, пора все-таки уже делать
конкретные шаги. И прежде всего —
по части сокращения расходов, повы-
шения эффективности государствен-
ных корпораций и структур, на что,
кстати, пошли все ведущие экономи-
ки мира в условиях кризиса.
БДМ:
Которых, к слову сказать,
меньше не становится, скорее,
наоборот… Вот вы говорили о при-
ватизации, но пока процесс идет
обратный, в том числе в банковской
сфере. Ну еще можно понять, когда
в ходе кризиса государство взяло
под свое крыло крупнейшие банки,
а остальные выживали как могли.
Но сейчас, в «мирное», так сказать,
время, эта ситуация портит рынок,
ставит банки в заведомо неравные
конкурентные условия.
Вы знаете, этот вопрос бизнес-
сообщество ставит, наверное, с
первых лет своего существования.
С переменным, надо сказать, успе-
хом. Вот и сейчас президент в своих
«десяти тезисах» предложил вывести
из советов директоров хотя бы самых
крупных государственных чиновни-
ков. Это уже шаг вперед, но все-таки
половинчатый. Надо приходить к си-
стеме независимых директоров — не
дело, когда корпорация решает свои
проблемы за счет административного
ресурса. Я не беру здесь естественные
монополии, это другое дело…
БДМ:
А откуда его брать, независи-
мого директора? И кто им может
стать?
Здесь тоже проблема, потому что не-
зависимый директор — это прежде
всего профессионал высокого класса
и с большим опытом. Это, если хоти-
те, золотой фонд любой экономики, и
многочисленным он не бывает. У нас
в стране этот институт только нарож-
дается, но РСПП занимается «селек-
цией» уже не первый год, и мы готовы
предложить (и предлагаем) прави-
тельству людей из нашего реестра.
БДМ:
Правительство принимает ваши
предложения?
май 2011
Банки и деловой мир
9
позиция