Стр. 42 - BDM_2011-05

Упрощенная HTML-версия

Для этого никаких директив сверху не
нужно. Так что об издержках и бонусах
консолидации говорить не приходится.
Ситуация была бы другой, если бы госу-
дарствоиспользовалорыночныемеханизмы,
например, призывало бы к консолидации,
предоставив объединяющимся банкам су-
щественные налоговые или иные льготы. Но
поскольку политика государства сейчас—не
снижать, а, наоборот, увеличивать налоговое
бремя, то такого сценария быть не может.
4
Потенциал M&A в современной бан-
ковской системе небольшой, не более
2–5% в год. Этот показатель зависит от инте-
ресов бизнеса, причем не столько от потреб-
ностей банковского сектора, сколько того
бизнеса, который он обслуживает или частью
которого является. Ведь банк в России совсем
не обязательно должен быть прибыльным и
являться самостоятельным финансовым ин-
струментом. В большинстве случаев он «при
ком-то» или «при чем-то», то есть обслужи-
вает какую-либо финансово-промышленную
или торговую группу и является инструмен-
том извлечения прибыли из бизнеса в реаль-
ном секторе экономики. Поэтому подобные
решения, в любом случае носящие страте-
гический характер, могут исходить лишь от
высших органов управления бизнесом, таких,
например, как совет акционеров.
Случаи «добровольного» слияния и по-
глощения маловероятны, практически ис-
ключены. Массовым явлением процессы
M&A могут быть лишь в том случае, если
существенно возрастет количество рейдер-
ских захватов, переделов рынка, причем не
в банковской сфере, а в реальном секторе
экономики, где банк выступает не жертвой
рейдерства, а инструментом захвата соб-
ственности финансово-промышленными
группами или иными структурами.
1
Значение этого вопроса несколько
преувеличивается. С одной сторо-
ны, количество банков очень велико, и это
мощная предпосылка для процессов M&A,
но при этом есть и другие факторы. Рынок
банковских услуг в России, хотя и сильно
вырос за последние годы, все еще очень да-
лек от насыщения, и по-прежнему отстает
по показателям проникновения не только
от развитых стран, но и от большинства
развивающихся рынков. А это значит, что
потенциал органического роста есть, и не-
плохой, поэтому, выбирая, на что потра-
тить капитал — на приобретение или на
самостоятельное развитие, многие банки
делают выбор в пользу последнего.
2
Небольшой размер становится часто
скорее препятствием для консолида-
ции. При объединении всегда есть набор
фиксированных издержек и рисков — фи-
нансовых и организационных, и если раз-
мер приобретаемого либо интегрируемого
бизнеса ниже определенного порога, то они
могут просто не окупиться.
Конечно же, проблема доверия и эф-
фективности корпоративного управления
существует, поэтому немногочисленные
сделки, которые мы видим на рынке, —
это сначала приобретение банков одним
собственником, а затем уже их интегра-
ция в единый банк или холдинг. Ситуаций,
когда один или несколько мажоритарных
собственников становятся миноритарны-
ми акционерами в более крупном банке,
намного меньше, поэтому на банковском
рынке в России в аббревиатуре M&A буква
A намного крупнее.
3
Меры Центрального банка по увели-
чению минимального размера устав-
ного капитала оказывают определенное
воздействие: мелкие банки либо преобра-
зовываются в небанковские кредитные ор-
ганизации (кем они, по сути, всегда и явля-
лись), либо ликвидируются, и количество
банков постепенно сокращается. Еще одно
важное направление — борьба с недобро-
совестными банками, выявление крими-
нальных и полукриминальных ситуаций
и закрытие таких банков. Но при этом на
общую картину банковской системы это
все влияет мало: сейчас в России около 950
банков, при этом на Топ-200 приходится
«Высшие силы» не помогут
Леонид ВАКЕЕВ
Заместитель председателя
правления КБ «ЛОКО-Банк»
42
Банки и деловой мир
май 2011
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ