94% активов банковской системы, а зна-
чит, что бы ни происходило в сегменте «за
100» — на общую картину это практически
не повлияет.
4
Наиболее интересный сектор для
консолидации — банки первой сот-
ни. Во-первых, у них уже есть достаточный
объем бизнеса, для того чтобы объедине-
ние приносило заметный экономический
эффект: экономию на масштабах, способ-
ность инвестировать в продукты, системы
и технологии, то есть повышать конкурен-
тоспособность. И все это в конечном итоге
будет весьма положительно для рынка —
улучшит качество банковского обслужива-
ния и конкурентную среду, даст консоли-
дирующимся структурам доступ к новым,
более привлекательным источникам фон-
дирования, сделает более устойчивыми.
В идеале результатом консолидации
могло бы стать появление нескольких но-
вых банков с активами 200–400 миллиардов
рублей на базе банков с активами 50–150
миллиардов. Надеяться, что этот процесс
запустят какие-то «высшие силы» — ино-
странные банки или, например, крупные
отечественные инвесторы из небанковско-
го сектора, либо что это произойдет по рас-
поряжению регулятора, — наивно. Основ-
ным драйвером здесь могут быть только
сами банки и их собственники. Участие ЦБ
и других регуляторов должно быть, прежде
всего, в смягчении процедур и создании
общего благоприятствующего климата для
консолидации банковских активов.
1
Для ЦБ процессы M&A — одно из
решений возникающих проблем в
банковском секторе, но это позиция регу-
лятора, задача которого — стабильность и
развитие.
ПроцессыM&A необходимо рассматри-
вать и анализировать еще и с точки зрения
экономической целесообразности вла-
дельцев бизнеса. В период экономического
кризиса эффективно воспользоваться про-
цедурами слияния и поглощения смогли
банки, имеющие опыт подобных сделок,
четкую стратегию развития, желание за-
крепиться в тех территориях, где они не
присутствовали. Для акционеров крупных
банков выгодно наращивать бизнес, выхо-
дить в регионы с применением процедур
M&A. Владельцы малых и средних банков
в кризис были готовы расстаться со сво-
им банковским бизнесом только в случае
острой необходимости либо при предложе-
нии хорошей цены, что в кризисные време-
на — редкость.
Таким образом, можно сделать вывод,
что процессы M&A могут решить наиболее
острые проблемы в банковском секторе в
кризисный период, но данные процессы,
какими они были в кризис, однозначно не
будут позитивным стратегическим путем
развития банковского сектора страны в
период подъема. В посткризисный пери-
од сделки M&A могут и должны осущест-
вляться на рыночных условиях, при взаим-
ном интересе и выгоде сторон. При этом
надо учитывать, что докризисных мульти-
пликативных коэффициентов в сделках по-
добного рода уже не будет.
2
Если M&A не стали повседневным
явлением в банковском секторе,
значит, с одной стороны, данный процесс
не является обоюдовыгодным для сторон
сделки, а с другой стороны, у объектов по-
глощения есть еще потенциал для работы и
развития самостоятельно.
3
Можно отметить две основные сто-
роны консолидации. Позитивная:
минимизируются риски банков, сохраня-
ется социальная стабильность в регионах.
Негативная: федеральные банки не могут
учесть всех нюансов региона, они, как пра-
вило, перестают быть банками шаговой до-
ступности, отчего страдает клиент.
4
Процессы M&A будут продолжены.
Инициаторами данных процессов
будут выступать крупные федеральные
банки, в том числе и с государственным
участием.
Утрата шаговой доступности
Олег СИНИЦЫН
Президент
КБ «Солидарность»
(Самара)
май 2011
Банки и деловой мир
43
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ