но и может негативно отразиться на
устойчивости банковской системы и
доверии граждан к банкам.
Коварные «благие»
намерения
Неудивительно, что в кризис Банк
России в значительной степени оза-
ботился проблемой повышения эф-
фективности банковского надзора,
прежде всего в сфере концентрации
активов и «отмывочных» опера-
ций. Среди наиболее обсуждаемых
мер — возможное введение права
регулятора на «мотивированное»
суждение и повышение требований
к минимальному размеру капитала
банков. На наш взгляд, первое пред-
ложение полностью отвечает цели
выявления и минимизации систем-
ных рисков, поскольку позволит
Банку России принимать во вни-
мание в рамках надзора не только
формальные, но и многочисленные
косвенные факты. В данном случае
важно не торопиться и учесть все
пожелания и предложения банков-
ского сообщества.
С другой стороны, перед банков-
ским рынком стоит более значимый
вызов со стороны регулятора в виде
повышения требований к минималь-
ному значению капитала коммерче-
ских банков. В частности, с 1 января
2012 года минимальное значение
банковского капитала должно со-
ставлять 180 миллионов рублей, а
в стратегии развития банковского
сектора до 2015 года предполагает-
ся рассмотреть вопрос о доведении
планки до 300 миллионов. Сам по
себе процесс повышения капита-
лизации банковского сектора — это
не только вопрос стабильности на-
циональной банковской системы,
но также источник финансирова-
ния современных технологий, что
в итоге позитивно сказывается на
доступности услуг. На наш взгляд,
для реализации данной задачи вы-
бран не самый эффективный ин-
струмент. Повышение требований
к минимальному размеру капитала
выразится в уходе с рынка части бан-
ков (в каком виде — за счет прода-
жи более крупным участникам либо
изменения статуса на небанковскую
организацию— не столь важно) и не
приведет к существенному росту ка-
питализации. В случае выполнения
всеми банками новых требований к
размеру собственных средств к нача-
лу 2012 года общий капитал допол-
нительно вырастет на 9 миллиардов
рублей (для сравнения: на 1 января
2011 года совокупный капитал всех
банков составил 4,7 триллиона руб
лей).
Безусловно, с рынка уйдет часть
«отмывочных» и кэптивных бан-
ков, которые не оказывали влияние
на развитие системы, однако высо-
ка вероятность постепенного ис-
чезновения нишевых региональных
банков со сложившейся клиентской
базой и вполне «рыночным» бизне-
сом. С другой стороны, сокращение
числа банков существенно упростит
задачи Банка России по контролю над
системой. Но, как мы отмечали выше,
ключевые риски для системы сегодня
несут не мелкие и средние банки, а
крупные организации федерально-
го масштаба, требования к которым
остаются (формально) достаточно
лояльными. На наш взгляд, приори-
тет банковского надзора должен быть
смещен с контроля над небольшими
«отмывочными» банками в сторо-
ну ограничения системных рисков.
Решению данной задачи служат два
механизма — контрциклическое ре-
гулирование и дифференцированный
банковский надзор.
Предвосхитить риски
В условиях оживления российской
экономики одной из ключевых за-
дач финансовых регуляторов вновь
станет предотвращение надувания
У части крупных банков соотношение крупных кредитных
рисков к активам превышает 40%
Источник:
«Эксперт РА» по данным отчетности банков на 01.04.11
(Газпромбанк — данные на 01.01.11).
0
10
20
30
40
50
60
70
%
Сбербанк России
Банк ВТБ
Россельхозбанк
Банк Москвы
Юникредит банк
Райффайзенбанк
Уралсиб
Промсвязьбанк
Росбанк
МДМ Банк
Номос-банк
Ситибанк
Транскредитбанк
Банк Санкт-Петербург
Связь-банк
Ханты-Мансийский банк
АБ Россия
Нордеа банк
Петрокоммерц
Банк Зенит
Возрождение
Московский кредитный банк
НБ Траст
МБРР
ГПБ
Хотя регулятор еще летом 2008-го анонсиро-
вал создание «второго контура надзора» для
системообразующих банков, кризис показал,
что контроль оказался неэффективным
70
Банки и деловой мир
июль 2011
анализ:
Мнение