Стр. 8 - BDM_2011-09

Упрощенная HTML-версия

Согласен, малый бизнес переживает
не лучшие времена: и кризис, и от-
мена ЕСН, и неясные перспективы.
Но вопреки всем напастям креди-
тование в этом сегменте росло и в
прошлом году, и в первой половине
нынешнего. Я думаю, если налого-
вый пресс хоть немного ослабнет,
если появятся другие реальные при-
знаки улучшения делового климата,
эти темпы из умеренных превратятся
в очень мощные. Нам всем, конечно,
привычнее отмечать, что плохо, но не
стоит отворачиваться и от позитив-
ных тенденций — а они есть и под-
тверждаются реальными цифрами и
фактами.
БДМ:
Тем более что государство
довольно настойчиво проводит в
жизнь тезис о необходимости раз-
вивать малый бизнес. Но уж очень
сильно среда сопротивляется —
бюрократическая.
Тут не только в этом дело. Мынедавно
провели своего рода эксперимент —
поставили себя на место малого
предпринимателя и решили найти в
открытых источниках информацию
о конкретных программах поддерж-
ки: о льготном лизинге, субсидиро-
вании ставок, гарантийных фондах
и т.д. Оказалось, что места, где есть
нормальная информация, можно по
пальцам перечесть: Москва, Санкт-
Петербург и Ленинградская область,
Нижний Новгород, Самара, Татар-
стан — в основном экономически
сильные регионы. А во многих горо-
дах вообще ничего узнать невозмож-
но. Вроде бы известно, что гаран-
тийный фонд в области существует
и средства там есть, — но нигде нет
сведений ни о том, кто и куда может
обратиться за поддержкой, ни о том,
на каких условиях и в какой форме
эта поддержка оказывается. Чего, ка-
залось бы, проще — создать сайт? Нет
сайта —руки не дошли. Вот и получа-
ется: государство выделило немалые
деньги, но они, вместо того чтобы ра-
ботать, лежат себе на депозитах.
А между тем именно система раз-
деления рисков через государствен-
ные гарантии способна здорово
раскрутить малый бизнес. Кстати,
теперь же РосБР официально стал
называться по-другому: банком под-
держки малого и среднего предпри-
нимательства.
БДМ:
Так он изначально был на это
нацелен, разве нет?
Да, но случился кризис, и РосБР при-
шлось заниматься другими делами,
поэтому его вклад в развитие мало-
го бизнеса пока невелик. Будем наде-
яться, что сменой названия процесс
не ограничится. Впрочем, и сейчас
он достаточно активно работает с ре-
гиональными банками— это ведь как
раз их ниша, малый бизнес.
БДМ:
Боюсь только, к тому времени
в регионах своих банков практиче-
ски не останется… Кстати, когда
вы проводили исследование, каким
вам показалось настроение в бан-
ковской среде?
Коротко говоря — разным. Разница
особенно остро ощущается, когда
сравниваешь горизонт планирования.
В первой десятке мыслят на три–пять
лет вперед, опускаешься чуть пони-
же — и слышишь: «Пока планируем
на год, а тогда уж будем принимать
следующие решения». Другими сло-
вами, пессимизм растет в обратной
пропорции к капиталу и активам.
И что печально, креативные идеи ге-
нерируют тоже в основном в Топ-10,
а в середине списка с видением своих
перспектив дело обстоит неважно.
Конечно, увереннее других чув-
ствуют себя государственные банки.
Но и среди частных далеко не все жа-
луются, что госбанки их «задавили».
В том числе и в регионах: там немало
местных банкиров, которые уверены,
что их клиенты к федеральным кон-
курентам не пойдут.
БДМ:
Почему?
Да причины-то все известны: местный
банк имеет немало преимуществ — и
знание своего рынка, и хорошие свя-
зи с администрацией, и индивидуаль-
ный подход, и оперативность при-
Задачи государства
Стимулирование роста
Ограничение рисков
Вовлечение банков
в реализацию
промышленной политики
Повышение стабильности
ресурсной базы банков
Контрциклическое
регулирование
Дифференцированный надзор
Диверсификация банковского бизнеса
и снижение системных рисков
8
Банки и деловой мир
сентябрь 2011
позиция
Возврат к докризисной модели роста
невозможен