Стр. 31 - BDM_2011-09

Упрощенная HTML-версия

селения, сотрудничество с отечественны-
ми терминальными системами, внедрение
электронных денег и много чего еще.
Снижение расходов достигается, пре-
жде всего, использованием современных
технологий: автоматизация АБС, рост чис-
ла технических устройств (банкоматы, тер-
миналы), организация удаленных доступов,
внедрение интернет-технологий и т.д. Кро-
ме того, некоторые свои функции (автома-
тизация, маркетинг, реклама и т.д.) банки
уже сейчас отдают на аутплейсмент — это
оказывается выгоднее, чем содержать штат
соответствующих сотрудников. Перефор-
матирование банковских офисов, большая
их «автоматизированность» — еще одна
статья экономии.
5
Ожиданий несколько. Во-первых, не-
обходима стабильность в правилах
«банковскойигры», которыеменяются слиш-
ком часто. Особенно это связано с различно-
го рода отчетными формами, число которых
превышает все разумные пределы. Однако,
как показывают достаточно красноречивые
примеры Банка Москвы и Межпромбанка,
эти многочисленные формы не дали регу-
лятору достаточных сигналов для принятия
своевременных мер. Кроме того, банковское
законодательство остается достаточно «ва-
риативным», по меткому выражению одного
из первых заместителей генерального проку-
рора. А такая «вариативность» — питатель-
ная среда для коррупции.
Во-вторых, банки не должны исполнять
государственные функции (достаточно
вспомнить борьбу с легализацией преступ-
ных доходов), да еще и зачастую за свой
счет (достаточно вспомнить Письмо Банка
России№ 137-Т по проверке достоверности
представляемых таможенных деклараций).
В-третьих, государство должно не ме-
шать честной конкурентной борьбе, ему
следует в перспективе отказаться от уча-
стия в капиталах крупнейших банков. Так
что поддержка государства должна скорее
выражаться в том, чтобы не мешать.
6
Думается, что это будет некая сово-
купность укрупненных банков, в том
числе тех, в капитале которых будет при-
сутствовать и государство. Сохранят свою
нишу как специализированные, так и уни-
версальные структуры. Хочется надеяться,
что среди них останутся и региональные,
чье присутствие на рынке будет ограниче-
но одним–тремя регионами и (или) опреде-
ленными операциями.
1
О степени болезненности судить не
берусь — она у каждого своя… Вот
оправданности в увеличении минимально-
го размера собственного капитала особой
нет. Право на работу имеют и малые банки
тоже. Система контроля банковской дея-
тельности, в общем, и обязательных нор-
мативов, в частности, весьма эффективна.
Маленький капитал — маленький бизнес.
Это нормально.
2
Роль банков была и остается —
кровеносная система экономики
страны. И банки, безусловно, способны
отвечать ее потребностям. Поддержка
государства необходима при реализации
его (государства) стратегических задач.
О каких-либо пропорциях вести речь не
приходится. Поддержка должна быть со-
размерной задаче.
3
Средства населения имеют весьма
«условно-длительный» срок. Нужно
решение о введении «безотзывных» вкла-
дов. Не так это и страшно. Средства ин-
вестора как возможный источник «длин-
ных» ресурсов представляются более
вероятными при проектном финансиро-
вании или же в работе банка-монолайнера.
Государственные средства как источник
«длинных» пассивов имеются далеко не у
всех кредитных организаций. И хоть об-
щий их объем может быть весьма значите-
лен, все же как «массовый» рынок ресурсов
они не актуальны. То же можно сказать и о
внешних заимствованиях. Таким образом,
Поддержка должна быть
соразмерна задаче
Сергей СЕРГЕЕВ
Председатель правления
Витас Банка
сентябрь 2011
Банки и деловой мир
31
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ