Стр. 35 - BDM_2011-09

Упрощенная HTML-версия

оказаться недостаточно для такого роста.
Поэтому при сохранении текущих тенден-
ций в банковском секторе для достижения
прогнозируемого Минэкономразвития ро-
ста ВВП могут потребоваться средства го-
сударства, по нашим расчетам, — порядка
5–10% по отношению к ресурсам кредит-
ных организаций.
3
По сравнению с прошлым годом ди-
намика вкладов населения демон-
стрирует замедление. На начало второго
полугодия 2011 года доля действительно
«длинных» вкладов (сроком от трех лет) со-
ставляла около 11% портфеля, а большин-
ство сбережений граждане предпочитают
хранить в пределах от одного года до трех
лет. Институциональные инвесторы тради-
ционно осторожны к вложениям в отече-
ственные активы из-за политических и эко-
номических рисков, а на банковском рынке
ряд иностранных кредитных организаций
и вовсе объявили о прекращении своей
деятельности. Учитывая приближающиеся
выборы, мы прогнозируем в ближайшие
год-полтора отсутствие стабильных инве-
стиций в финансовый сектор РФ.
Исходя из сказанного, остаются два
более-менее приемлемых источника долго-
срочного финансирования — государство
и внешние займы. Оба они доступны толь-
ко крупнейшим банкам, имеющим как ши-
рокие лоббистские ресурсы в российском
правительстве, так и связи за границей. По-
этому в ближайшей перспективе в нашей
экономике начнет ощущаться недостаток
«длинного» фондирования, и решать эту
проблему банки, по всей видимости, будут
за счет стимулирования спроса на долго-
срочные депозиты.
4
В условиях снижения уровня мар-
жи банки могут пойти несколькими
путями. Наиболее простой — пытаться
увеличить объемы продаж, компенсируя
снижение доходности ростом валовой при-
были. Однако этот путь может привести в
тупик, так как наращивание продаж при-
ведет к усилению конкуренции, что, в свою
очередь, заставит банки снижать процент-
ные ставки и в конечном счете опять при-
ведет к падению маржи.
Снижение расходов как инструмент
повышения качества работы банка также
выглядит сомнительно. Дело в том, что в
текущих условиях банкам надо активно
развиваться, иначе через пару-тройку лет
рынок будет поделен, а неэффективные
кредитные организации будут с него вы-
давлены. Поэтому сейчас банкирам следует
думать скорее о повышении технологично-
сти и управляемости, развитии сети про-
даж, а не над тем, как сэкономить один–два
миллиона рублей. Кроме того, как пока-
зывает практика, зачастую затраты на ор-
ганизацию мероприятий по сокращению
затрат превышают эффект от ожидаемого
сокращения.
Поэтому наиболее перспективный путь
выживания в текущих условиях — повы-
шение комиссионных доходов. Банкиры
часто забывают, что комиссии могут быть
очень эффективным инструментом повы-
шения доходности в условиях снижения
маржи. Использование грамотной цено-
вой политики, основанной на выделении
клиентских сегментов, пакетные продажи,
введение принципа «каждая услуга должна
окупаться» — вот далеко не полный пере-
чень действий, которые могут предпринять
банки для повышения устойчивости.
5
Любая банковская система нуждает-
ся в государственной поддержке, так
как это «спусковой крючок» экономиче-
ского развития в современном устройстве
хозяйства страны. Однако в разное время
банкирыждут разных мер поддержки. Если
в кризис кредитные организации ждали от
государства вливания денег и ослабления
нормативов, то сейчас основной вектор
ожидания направлен на совершенствова-
ние нормативно-правового регулирования
банковского сектора. Банкиры ждут меро-
приятий по формированию благоприятных
условий работы, повышению прозрачности
банковской системы, решению отдельных,
«точечных» проблем. Важно для банков
и установление равных для всех условий
конкуренции, потому что отдельные кре-
дитные организации сейчас пользуются
как финансовыми ресурсами, так и поли-
тической поддержкой государства, что в
рыночной экономике недопустимо.
6
По нашему мнению, будущее разви-
тие российской банковской систе-
мы пойдет по следующему пути. В первую
сентябрь 2011
Банки и деловой мир
35
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ