Стр. 36 - BDM_2011-09

Упрощенная HTML-версия

очередь, будут повышаться требования
к капиталу банков, что приведет к «вы-
мыванию» с рынка значительного числа
кредитных организаций (за счет слияний,
поглощений, ликвидаций). В результате
рынок фактически будет сконцентрирован
в руках банков с государственным участи-
ем (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и т.д.) и
крупнейших частных институтов, как ино-
странных (Райффайзен, ЮниКредит), так и
отечественных (УралСиб, Промсвязьбанк).
Таким образом, практически все ресурсы
банковской системы сосредоточатся в Топ-
10 — Топ-15 банков, которые будут раз-
виваться по принципу «супермаркета» —
универсальной кредитной организации,
предоставляющей весь спектр услуг.
Оставшиеся банки будут разрабатывать
узкие клиентские сегменты или выживать
за счет обслуживания аффилированных
структур. Местные банки останутся в
единичных экземплярах, в основном — в
более или менее экономически развитых
регионах.
1
Вокруг этого вопроса уже сломано
немало копий, однако все аргументы
сторонников рыночного подхода, в том чис-
ле озвученные с высоких трибун, натыкают-
ся на стену неприятия государственных чи-
новников. Даже руководствомБанка России
в лице его председателя было признано, что
устойчивость кредитной организации не
зависит от ее размера. Для практикующих
банкиров вообще абсолютно очевидно, что
прозрачность для регулятора операций бан-
ков с небольшим размером активов гораздо
выше, а история с Банком Москвы тому яр-
кое подтверждение.
Вопрос эффективности бизнеса тоже
не столь однозначен. Если банк находит
своего клиента, добиваясь конкурентных
преимуществ неценовыми методами: ин-
дивидуальным подходом, скоростью при-
нятия решений, способностью выяснить
потребности и предложить нужный набор
продуктов, то и при небольшом размере
бизнеса клиентская база остается стабиль-
ной и приносящей необходимую норму
прибыли. Однако эти прописные истины,
подтвержденные практикой многих запад-
ных стран, не принимаются во внимание
под воздействием каких-то других, более
приоритетных интересов.
2
Роль банков как была, так и остается
высокой, а вот уровень проникно-
вения банковской системы в экономику,
доля кредитных средств в ВВП зависит от
качества субъектов экономики. Чем выше
кредитоспособность и эффективность
предприятий, наличие у них долгосрочных
планов развития, стремления модернизи-
ровать производство, тем выше заинте-
ресованность банков в сотрудничестве с
ними. К сожалению, предпринимательский
климат в нашей стране не благоприятству-
ет резкому повышению этих показателей,
а значит, банки, стремясь расширять свои
кредитные портфели, испытывают дефицит
заемщиков необходимого уровня качества.
И даже при наличии ресурсов для кредито-
вания вынуждены сдерживать свою актив-
ность или бороться (в основном ценовыми
методами) за кредитоспособных клиентов.
Следствием этого является наблюдаемое в
последний год резкое сужение процентной
маржи у банков, не имеющих высоких ап-
петитов к риску.
Что касается государства, то здесь мер,
осуществляемых банками развития по пре-
доставлению относительно дешевых ре-
сурсов для кредитования малых и средних
предприятий, явно недостаточно. Необхо-
димы меры по повышению инвестицион-
ной привлекательности бизнеса, созданию
благоприятных для развития, инноваций
и модернизации налоговых и правовых
условий. У нас же, к сожалению, все в этом
направлении в основном сводится к лозун-
гам, а реальные действия имеют абсолютно
противоположную направленность.
3
Думаю, каждый из перечисленных
источников имеет высокое значение
с точки зрения обеспечения кредитных
организаций долгосрочными ресурсами.
Найдется место всем
Алина ВЕТРОВА
Вице-президент
Инвестторгбанка
36
Банки и деловой мир
сентябрь 2011
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ