группе, является создание внутренней базы
долгосрочного фондирования — путем сти-
мулирования более «длинной» и стабильной
депозитной базы граждан и развития класса
институциональных инвесторов.
6
Безусловно, в обозримой перспекти-
ве госбанки будут занимать ведущее
положение на рынке. Среди частных банков
будет протекать процесс частичной консо-
лидации, но все равно количество банков
будет оставаться большим. Поскольку рос-
сийский банковский рынок — объемный
и фрагментированный (не только по про-
дуктам и клиентам, но и географически),
в системе останется большое количество
мелких и средних кредитных учреждений,
как универсальных, так и специализиро-
ванных. По мере роста и развития рос-
сийской экономики повысится роль мало-
го и среднего бизнеса, поэтому наряду с
государственными и крупными частными
банками будет возрастать роль небольших
банков, особенно в регионах, по аналогии с
community banks на развитых рынках. Еще
одна очевидная тенденция— усиление кон-
куренции между госбанками.
В целом банковская система станет
более технологичной. Банки будут про-
сто вынуждены увеличивать производи-
тельность труда и делать больший упор
на комиссионные доходы, поэтому основ-
ным вызовом для банков станет уско-
ренная трансформация от примитивной
«кредитно-депозитной» модели в сторону
формата финансовых услуг, большей ста-
бильности доходной базы. Это сложная
комплексная задача, и выиграют те банки,
которые быстрее продвинутся в этом на-
правлении.
1
Дискутировать на эту тему сейчас уже
не имеет смысла —решение принято,
участники рынка должны его выполнять.
Как член Совета Ассоциации региональ-
ных банков России могу сказать: мы сде-
лали все, что могли, чтобы был достигнут
«компромисс–300». И чтобы доказать: ре-
шение, о котором идет речь, абсолютно не-
рыночное, оно не просто подрывает прин-
ципы здоровой конкуренции, но и является
шагом назад в развитии отечественного
банковского сектора. Привести банков-
ский сектор административно «железной
рукой к счастью» не получится. Капитал
служит обеспечением по всем банковским
операциям, и его размер, безусловно, вли-
яет на масштабы бизнеса банка, но этот
показатель не тождественен степени его
устойчивости. И только что сама жизнь
подтвердила нашу правоту: лишь благода-
ря странноватому вмешательству государ-
ства не рухнул Банк Москвы, входящий в
Топ-5 российских банков, а вместе с этим (в
который уже раз!) рухнул принцип: «слиш-
ком большой, чтобы рухнуть».
О цене спасения банка для экономики,
налогоплательщиков сказано уже много,
повторять не буду. Отмечу лишь, что в эту
цену нужно включать и репутационные
потери нашей банковской системы, а они
огромны, в том числе и в глазах зарубеж-
ных инвесторов.
2
Потенциал нашего банковского сек-
тора вполне адекватен запросам эко-
номики. Но если мы говорим не просто о
кредитовании бизнеса на текущие цели, а
об участии финансовых институтов в фор-
мировании инвестиционной модели эконо-
мики, то я вижу несколько проблем как в
самом банковском секторе, так и вне его.
Не решена принципиально важная для
наращивания инвестиций проблема отсут-
ствия у банков долгосрочной ресурсной
базы. Кроме того, инновационное кредито-
вание сопряжено с дополнительными вы-
сокими рисками, брать их на себя банки не
готовы хотя бы в силу действующих норма-
тивов и требований регулятора. Как не го-
товы рисковать и заемщики, не уверенные
в завтрашнем дне. Не готово к переходу на
инновационные рельсы само государство:
дальше деклараций дело не идет, а созда-
ние «зоны инноваций» в Сколкове — всего
«Железной рукой к счастью»
не получится
Владимир ЖЕНОВ
Генеральный директор
ОАО «Новосибирский
муниципальный банк»
42
Банки и деловой мир
сентябрь 2011
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ