лишь локальный эксперимент с неочевид-
ными результатами. Благоприятный инве-
стиционный климат (включая предостав-
ление инвестиционных льгот, налоговые
каникулы и т.п.) необходимо создавать не
в специально отведенном месте, а в мас-
штабах всей страны, и банки играют в этом
ключевую роль.
Что касается долгосрочного финанси-
рования стратегических отраслей и мас-
штабных модернизационных проектов —
капиталоемких, имеющих длительный
период окупаемости, несущих повышен-
ные риски, — то это должно быть задачей
специализированных государственных
банковских институтов, хотя не исключаю
и участия частного капитала. Перспективы
же для малого и среднего бизнеса я вижу
именно в частно-государственном пар-
тнерстве, которое уже доказало свою эф-
фективность.
В кризис успешно работали, да и в но-
вых экономических условиях продолжают
работать региональные и муниципальные
фонды, под гарантии которых банки кре-
дитуют малый и средний бизнес. В частно-
сти, наш банк еще в апреле 2009 года в чис-
ле первых начал сотрудничество с Фондом
развития малого и среднего предпринима-
тельства Новосибирской области, триж-
ды подтверждая это право на конкурсной
основе. За период участия в программе
под поручительство фонда предпринима-
тели получили в банке кредиты на сум-
му свыше полумиллиарда рублей. Размер
одного поручительства фонда доходит до
90% от суммы долговых обязательств за-
емщика, включая проценты. Сумма предо-
ставленных поручительств фонда по этим
кредитам составила около 300 миллионов
рублей.
3
Пока закон о безотзывных вкладах
не принят, расценивать средства на-
селения как стабильный источник долго-
срочного фондирования не приходится.
Формировать фонды длинных инвестиций
могли бы пенсионные средства и страховые
взносы, но эти секторы финансового рынка
сами нуждаются в реформировании: они
не являются пока абсолютно прозрачны-
ми, четко регулируемыми, с понятными,
устоявшимися и рассчитанными на дли-
тельную перспективу «правилами игры».
Зарубежные рынки капитала все еще пре-
бывают в состоянии турбулентности, впро-
чем, и в лучшие времена доступ на них был
невозможен для большинства российских
банков.
Участие государства в долгосрочном
финансировании экономики, безусловно,
необходимо, но его механизмы нужно ме-
нять. Государство не должно закачивать
«длинные» деньги напрямую в банки с
госучастием, не будучи к тому же уверен-
ным, что средства пойдут на указанные
цели. С моей точки зрения, оно должно,
больше того — обязано, во-первых, четко
определить приоритетные сферы, способ-
ные стать драйверами экономического ро-
ста, чтобы осуществлять их финансовую
поддержку в рамках конкретных государ-
ственных программ. А во-вторых, привле-
кать под свои, государственные, гарантии
частный капитал.
4
Магистральный путь — снижение
издержек, прежде всего транзакци-
онных, наращивание доли дистанционных
сервисов, которые удобны для клиентов,
а для банков дешевле и эффективнее тра-
диционного офисного обслуживания, по-
скольку сокращают затраты на содержание
офисов, организацию рабочих мест, персо-
нал и т.д. Перенаправить клиентский тра-
фик в виртуальные офисы будет непросто:
есть проблемы, связанные как с обеспече-
нием информационной безопасности, так
и с консервативными установками значи-
тельной части населения, психологической
неготовностью к использованию новых ин-
формационных технологий. Но Интернет и
мобильные сервисы настолько стремитель-
но врываются в повседневнуюжизнь, что, я
думаю, эволюция отечественного банкинга
пойдет именно в этом направлении, в русле
мировых тенденций.
5
Демонополизация — вот что должно
стать задачей номер один. Мы пока не
прошли точку невозврата, за которой ста-
нет невозможным сохранение разноуров-
невой банковской системы. Но мы очень
близки к этому. Отсекание банков по уров-
ню капитала—это «закат солнца вручную»,
что никак не стыкуется с мировой практи-
кой. Зарубежные финансовые институты
формировались несколько столетий, наша
сентябрь 2011
Банки и деловой мир
43
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ