1
Увеличение минимального размера
собственного капитала абсолютно не
оправдано. Объективных экономических
и финансовых предпосылок для этого не
было. Эта мера стала одной из составляю-
щих частей борьбы с мелкими банками,
большинство из которых занимается отмы-
ванием денег. Думаю, эта атака пролоббиро-
вана крупными банками, которые тем вре-
менем скупают мелкие, делают из них свои
филиалы, дополнительные офисы, увеличи-
вая тем самым свою клиентскую базу.
Безусловно, административное регули-
рование банковского сектора необходимо,
но оно должно основываться на объектив-
ных причинах: деловых, научных, эконо-
мических и финансовых — а не на чьей-то
прихоти, указаниях сверху или лобби круп-
ных структур.
Административно модернизировать
банковскую систему нужно очень аккурат-
но и не рассчитывать на быстрый резуль-
тат. Чтобы вывести ее на качественно но-
вый уровень, чтобы по своим параметрам
она хотя бы приблизилась к западной бан-
ковской системе, нужен не один год. На это
потребуется десятилетие. Ведь банки — это
часть экономики, которая не может модер-
низироваться отдельно, в отрыве от всей
экономики. Так что если случится быстрый
прорыв вперед, то это будет либо фальси-
фикация, либо необъяснимое чудо, на ко-
торое все же хочется надеяться.
2
Роль банков в развитии экономики
определяется указаниями властей,
причем не только денежных. Если власти
через Банк России вдруг выделят средства,
например, на поддержку промышленности,
то эти кредиты будут выдавать крупные
банки, уполномоченные регулятором на
занятие подобной деятельностью. Правда,
с одним условием: для получения кредитов
потребуется жесткое обеспечение — двой-
ное и даже тройное (в виде залога, оборо-
тов и товарных активов).
Нужно признать, что собственными
усилиями, без поддержки государства, при-
чем существенной, банковские структуры
не могут обеспечить потребности эконо-
мики в кредитах. Спрос на кредиты сегод-
ня превышает предложение в разы. Даже
истинный спрос (то есть необходимость
кредитной поддержки только реального
сектора экономики, способного их освоить
и вернуть вместе с процентами), по моим
оценкам, в полтора раза выше предложе-
ния. Для удовлетворения потребностей
банкам и государству нужно выдавать кре-
диты в пропорциях 50 на 50. Может быть,
на первых порах доля государства будет
меньше, но до этой отметки она должна
вырасти.
3
Основной источник «длинных»
денег — это госсредства, а также
внешние заимствования, только не на
уровне государства, а на уровне коммер-
ческих структур в лице крупных корпора-
ций и финансово-промышленных групп.
Государство в эти игры играть больше не
намерено, и это правильно.
Пример США показывает, насколько
опасны внешние заимствования на госу-
дарственном уровне. Крупнейшая эконо-
мика мира не способна не то что погашать,
а даже контролировать размеры внешнего
государственного долга. И единственный
способ с этим бороться — девальвировать
доллар. Обесценивая национальную валю-
ту, Америка уменьшает свой долг, взятый
именно долларами. Но если где-то убывает,
значит, где-то прибывает. В связи с недо-
верием инвесторов экономике США инве-
стиционный рейтинг России повышается,
и это не может не радовать.
4
Банковская маржа снижается в связи
с оживлением рынка. Большая маржа
стала неконкурентоспособной.
Термин «смежные рынки» для некото-
рых банков означает создание и поддержку
всевозможных схем по отмыванию денег,
незаконному валютному и рублевому на-
личному и безналичному обороту. Многие
финансово-кредитные организации, к со-
жалению, давно наладили функциониро-
вание подобных структур вокруг себя.
Что касается расходов, то банкам в на-
стоящее время практически невозможно
их снизить. Те затраты, которые можно
было минимизировать, уже уменьшили не-
которое время назад. Рынок труда сейчас
требует роста зарплат, с них нужно платить
Лучшая помощь — невмешательство
Павел ГАГАРИН
Председатель совета
директоров аудиторско-
консалтинговой группы
«Градиент Альфа»
сентябрь 2011
Банки и деловой мир
47
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ