Стр. 48 - BDM_2011-09

Упрощенная HTML-версия

страховые взносы, налоговая служба тре-
бует уплачивать налоги. Сэкономить вряд
ли получится. Скорее, нужно осваивать
другие виды деятельности и предлагать
клиентам новые услуги.
5
Многие крупные банки уже не раз
выходили с различными инициати-
вами в ЦБ, в частности — просили полно-
мочий более подробно изучать деятель-
ность клиентов, блокировать расчетный
счет, если есть подозрения, что клиент со-
вершает какие-то незаконные операции.
Но навстречу им регулятор не шел.
Менее крупные банки на поддержку ре-
гулятора не рассчитывают, поскольку есть
генеральная линия на сокращение их ко-
личества. Я считаю, что это неправильно.
Посудите, во всех цивилизованных странах
есть маленькие банки, иногда всего с одним
сотрудником. Они могут работать в узких
секторах экономики всего с несколькими
предприятиями — и никому от этого не
плохо, наоборот, хорошо. В Германии мне
довелось побывать в банке, где единствен-
ный сотрудник обслуживает нескольких
фермеров, и все довольны.
Для чего же мелкие банки нужно сокра-
щать? Цель у сокращения декларируется
благородная — борьба с отмыванием денег
и повышение надежности банковской си-
стемы. С одной стороны, чем меньше эле-
ментов в системе, тем легче ею управлять
и тем более надежно она работает. Однако
составляющие элементы банковской си-
стемы не работают по принципу гирлянды,
они рассредоточены в пространстве. Каж-
дый банк — это в какой-то степени опор-
ная колонна экономики, и если часть этих
колонн убрать, то опора, наоборот, станет
менее надежной.
Многие мои знакомые, клиентыи управ-
ляющие средними банками, находящимися
где-то между 50-й и 150-й строчками рей-
тинга ЦБ, ничего хорошего от сокраще-
ния числа банков не ждут. Без пессимизма
смотрят в будущее только крупные банки,
входящие в верхнюю двадцатку рейтинга
и имеющие серьезный административный
ресурс. Благодаря ему они могут решать
возникающие трудности.
6
От опоры на государственные банки
пока никуда не уйти. И эта систе-
ма останется элитным клубом крупней-
ших банков, имеющих большие государ-
ственные пакеты акций, государственную
поддержку и государственный капитал.
Де-факто это госбанки. Поэтому модерни-
зация банковской системы — это, на мой
взгляд, переориентирование, национализа-
ция банковской системы и зарабатывание
прибыли в интересах государства.
Если говорить о технической модерни-
зации, то она так или иначе постоянно про-
исходит. И в этом плане российские банки
практически не уступают западным по
качеству корпоративного обслуживания и
догоняют по уровню обслуживания физи-
ческих лиц. По технической модернизации
российская банковская система копирует
американскую и европейскую.
Судьба небольших региональных бан-
ков сложится по одному из трех сценари-
ев. Первый и наиболее вероятный — их с
дисконтом скупят более крупные банков-
ские структуры и создадут на их базе свои
филиалы, отделения и дополнительные
офисы.
Второй расклад — такие банки сами
объединятся в более крупные структуры.
Это достаточно сложно, нужен мощный
объединяющий центр, один маленький
банк не может объединить вокруг себя еще
10 маленьких банков и сделаться банком,
по величине равным 11 таких банков.
И самый печальный вариант — банки,
обвиненные в нарушении закона №115-ФЗ,
будут ликвидированы. Посмотрим правде
в глаза: практически все небольшие банки,
которые не попадают в поле зрения и сферу
интересов крупных структур, используют-
ся для отмывания, соответственно, жить
им осталось не так долго, лицензия у них
вот-вот будет отозвана.
Думаю, что и узкоспециализированные,
и универсальные структуры будут востре-
бованы. Несомненно, большой спрос на
свои услуги сохранят отраслевые банки
или банки, специализирующиеся на работе
с физическими лицами. Главное здесь —
иметь у себя в арсенале весь спектр бан-
ковских услуг как для физических, так и
для юридических лиц.
Как говорится, лучшая помощь — это,
конечно, качественная помощь. Но в не-
которых случаях было бы лучше просто не
мешать.
48
Банки и деловой мир
сентябрь 2011
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ