Стр. 66 - BDM_2011-09

Упрощенная HTML-версия

замедление темпов роста экономики
приобретает угрожающий характер,
монетарные власти обычно допуска-
ют ослабление национальной валюты.
Аналитики еще весной предсказыва-
ли, что именно так Центробанк и по-
ступит во втором полугодии.
В-четвертых, существенный ин-
фляционный импульс в конце года
выдаст бюджет. Особенности нацио-
нального бюджетного цикла, к со-
жалению, таковы, что значительная
часть обязательств исполняется чуть
не накануне новогодних праздников,
что, как правило, приводит к ощути-
мому всплеску инфляции на рубеже
годов. К тому же, нынешний год —
предвыборный, и власти набрали по-
вышенных социальных обязательств,
значительная часть которых также бу-
дет исполняться под занавес периода.
Наконец, в-пятых, весомый вклад
в инфляцию привносит так назы-
ваемый институциональный фак-
тор — то, что в совокупности об-
разует бизнес-климат. Некоторые
эксперты даже отводят этому неося-
заемому фактору первое место сре-
ди драйверов инфляции. Речь и об
административных и бюрократиче-
ских барьерах, удушающих деловую
активность, и о коррупции, являю-
щейся дополнительным налогом на
бизнес, и о подразумевающейся за
всем этим монополизации рынков
производства и сбыта, что особенно
ощущается в регионах. И как венец
этих причинно-следственных силло-
гизмов — отсутствие конкуренции,
позволяющее улучшать финансовые
результаты компании не за счет при-
роста и развития производства, а за
счет ценового фактора. Так, обреме-
ненный весомой долговой нагрузкой
сектор розничной торговли при лю-
бом удобном стечении обстоятельств
не упускает возможности взвинтить
цены.
Главное — не перестараться
И
нфляция в 2011 году явно будет
выше запланированных 7%. По
нашим оценкам, наверное, на уровне
7,8% годовых.
Ключевым инфляционным фак-
тором являются ожидания прекра-
щения укрепления рубля — главного
нынешнего антиинфляционного яко-
ря. Плюс, как обычно, в конце года
проводится более мягкая денежная
политика: такова специфика нашего
бюджетного цикла: многие обяза-
тельства исполняются в последний
момент. У нас сейчас традиционно
низкий для середины года уровень де-
нежной эмиссии, а в конце года обыч-
ноидетмассовыйвброс рублей за счет
своеобразностиисполнения бюджета.
Это основные моменты. Плюс есть не-
кий, не слишком отчетливый, фактор
неопределенности, связанный с це-
нами на сельхозпродукцию. Похоже,
правда, что в этом году он вряд ли
серьезно сработает, потому что ожи-
дается очень хороший урожай и, судя
по всему, с предложением сельхозпро-
дукции все будет неплохо. Тем не ме-
нее совсем сбрасывать этот фактор со
счетов не стоит.
Как такая инфляция влияет на
рост экономики? В целом очень уж
сильное негативное влияние ин-
фляции на экономику исчезает где-
то при переходе через значение 7%
годовых. Поэтому для нас крайне
важным было бы вписаться в «нор-
матив» 7% и поставить следующую
цель: выйти на мировой уровень ин-
фляции, 4–5%.
Однако в борьбе с инфляци-
ей важно не передавить. Сейчас
основной рычаг в руках правитель-
ства — валютный курс. Но любые
манипуляции с курсом сопряжены
с рядом издержек. Слишком рья-
ное укрепление рубля активно сти-
мулирует приток импорта, что, как
следствие, сильно сдерживает рост
внутреннего производства и кон-
куренцию. Поэтому я бы при выбо-
ре между удавливанием инфляции
через курсовую политику и более
осторожными действиями взял бы
на вооружение осторожные, прежде
всего косвенные, меры.
Во-первых, контроль над повы-
шением собственной бюджетной
эффективности, ведение более упо-
рядоченной бюджетной политики.
Нестабильность выброса денег вы-
зывает очень сильные инфляци-
онные импульсы на рубеже годов.
Необходимо более плавное расходо-
вание бюджетных счетов. Недавняя
нашумевшая история — знаме-
нитый кризис с госзакупками для
Росвооружения — как раз из этой
оперы. Оборонщики свои деньги,
конечно, получат, но, похоже, лишь
в самом конце года. И это не только
их проблема. Это для всех проблема,
потому что макроэкономически та-
кая скачкообразность финансирова-
ния означает эмиссию.
Во-вторых, контроль над це-
нами естественных монополий.
И в-третьих, последовательные дей-
ствия в сторону демонополизации
рынков. В том числе региональных,
где монополизация в сфере произ-
водства и торговли (если, например,
в районном центре два–три скупщи-
ка сельхозпродукции) существенно
влияет на цены.
И наконец, декриминализация
экономики. Это, с одной стороны,
не вполне экономическая проблема.
С другой — та «рента», что взима-
ется на пути от сельского произво-
дителя до переработки, а потом до
рынка, создает существенную до-
полнительную накрутку цен.
Дмитрий
­БЕЛОУСОВ
Ведущий эксперт
Центра макро­
экономического
анализа и
­краткосрочного
прогнозирования
66
Банки и деловой мир
сентябрь 2011
анализ:
Макроэкономика