Выставки октября
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Год Испании в России. «Сальвадор Дали».
Из собрания Фонда «Гала — Сальвадор Дали»,
Фигерас
Сальвадор Дали (1904–1989) — художник, имя которого знает
весь мир. Создатель уникальных образов в живописи, графи-
ке, литературе, кинематографе, он превратил в произведение
искусства собственную жизнь.
Новый проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, предпринятый в
рамках Года Испании в России, впервые дает возможность
увидеть в одном пространстве живопись, графику, объек-
ты, созданные художником в разные периоды творчества,
а также познакомиться с уникальными архивными фото-
графиями.
В основе экспозиции произведения из легендарного
Музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе, который был
создан им самим и открыт в 1974 году. Образы родной при-
роды, метаморфозы, происходящие на фоне скал Кадакеса
и Порт-Лигата, стали неотъемлемой частью его произве-
дений. Их можно обнаружить как в ранних работах, так и
в более поздних, созданных в сюрреалистической манере.
Под сюрреализмом он понимал художественное перео-
смысление глубинных символов, скрытых в сознании че-
ловека.
Сальвадор Дали, экспериментируя и наблюдая за опы-
тами сюрреалистов, уже к 1930 году обрел собственный ав-
торский стиль в живописи и обратился к ставшему вскоре
широко известным «параноидально-критическому мето-
ду» интерпретации действительности, в основе которо-
го — двойственная природа образа. Как говорил сам Дали,
двойственный образ, по сути, является игрой воображе-
ния человека, страдающего манией преследования и ви-
дящего мнимые доказательства преследования во вполне
реальном предмете внешнего мира.
«На самом деле я всего
лишь автомат, бесстрастно и с максимально возможной
точностью регистрирующий то, что диктует мне мое
подсознание: сны, видения, галлюцинации и любые обле-
ченные в конкретную форму иррациональные проявления
темного волнующего мира, открытого Фрейдом… Зритель
должен получать наслаждение от безграничных возможно-
стей тайн и загадок, предлагаемых этими образами его
подсознанию»,
— говорил Сальвадор Дали еще в 1935 году,
в лекции, прочитанной им в Музее современного искус-
ства Нью-Йорка.
Кроме живописи, художник большое внимание в своем
творчестве уделял рисунку, графике, для которых харак-
терна строгость построений и отточенность форм. Его ли-
ния — то острая и динамичная, то плавная; она изменяет-
ся, чтобы передать не только строение предмета, но и его
«ауру», его восприятие художником. Дали много и охотно
иллюстрировал произведения мировой литературы, соз-
дав серии работ по мотивам «Божественной комедии» Дан-
те, «Декамерона» Боккаччо, «Фауста» Гете, «Алисы в стране
чудес» Л. Кэрролла и других литературных шедевров.
На выставке наиболее полно представлены две се-
рии, созданные в 1946 году: иллюстрации к первой ча-
сти романа Сервантеса «Дон Кихот» и рисунки и аква-
рели к «Жизни Бенвенуто Челлини». Эти великолепные
работы демонстрируют несравненное мастерство Дали-
иллюстратора. Важно подчеркнуть, что он не только
иллюстрировал текст, но переосмысливал его, выражая
собственные ощущения от образов легендарного рома-
на Сервантеса. Литературная основа дала художнику
импульс к созданию изображений, которое, в свою оче-
редь, позволяет прочесть текст великого испанца в новой
трактовке. Другой цикл, представленный в экспозиции,
иллюстрирует автобиографические заметки знаменито-
го итальянского скульптора, ювелира эпохи Ренессанса
Бенвенуто Челлини, написанные им самим в достаточно
непринужденной манере.
Но творчество мастера было бы невозможно без той,
чье имя с момента их первой встречи в 1929 году неразрыв-
но связано с именем Дали. Легендарная Гала (урожденная
Елена Дмитриевна Дьяконова) — вдохновительница, мо-
дель и «царица мироздания», стала для Дали «женщиной-
видением, способной проникать взглядом сквозь стены».
«Датские мастера. 1800–1850 годы».
Из собраний Государственного
художественного музея Дании, Музея
Торвальдсена (Копенгаген) и ГМИИ
им. А.С. Пушкина
Выставка, приуроченная к го-
сударственному визиту в РФ
королевы Дании Маргрете II
и принца-консорта Хенрика, в
сопровождении крон-принца
Фредерика, посвящена датско-
му искусству первой половины
XIX века.
В истории датской культуры эта эпоха получила название
Золотого века. Именно в это время Дания подарила миру
88
Банки и деловой мир
октябрь 2011
качество жизни:
афиша