Стр. 13 - BDM_2011-12

Упрощенная HTML-версия

и правовая база всегда должны быть
под рукой, в распоряжении у государ-
ства: сколь бы неожиданным ни ока-
зался кризис, эти инструменты могли
бы быть задействованы сразу.
Для этого, конечно, потребуются
бюджетные средства, но речь не идет
о выделении новых денег. В 2008 году
государство предоставило АСВ 200
миллиардов рублей. Всего с учетом
кредитов Банка России на цели сана-
ции было затрачено 346 миллиардов.
Эти средства вкладывались в конкрет-
ные проекты, но на возвратной основе.
Одни—в виде займов, которые обслу-
живаются, по которым мы получаем и
суммы основного долга, и проценты.
Часть средств использовалась, напри-
мер, для выкупа у санируемых банков
проблемных активов, с которыми мы
работаем сами, рассчитывая, есте-
ственно, что средства, которые в них
вложены, будут возвращены. И воз-
врат уже имеет место.
Наконец, еще одна категория рас-
ходов —капитализация, когда мы уве-
личиваем уставный капитал банков и
становимся основными акционерами.
Мы не намерены «всю жизнь» оста-
ваться их собственниками. Как только
процедуры финансового оздоровле-
ния будут завершены, выставим эти
банки на торги. А значит, и средства,
вложенные в их капитал, также бу-
дут возвращены. Поэтому сейчас, при
придании закону о санации банков
постоянного характера, думаю, до-
полнительных бюджетных вливаний
не потребуется.
БДМ:
Из выделенных три года назад
средств сколько уже возвращено по
факту?
Если учитывать и суммы основного
долга, и проценты, то более 190 мил-
лиардов рублей. Планы санации были
рассчитаны на пять лет, основные вы-
платы, естественно, придутся на по-
следние годы санации, так что пока
у нас нет оснований для серьезного
беспокойства по поводу возврата вло-
женных средств. Погашение кредитов
идет в соответствии с утвержденными
графиками.
БДМ:
Успеет ли Дума, работающая в
нынешнем составе последние дни
(интервью состоялось в середине
ноября. — Ред.), принять новый за-
кон? Не образуется ли разрыв между
действием старого и нового законов?
Хотя работа по подготовке предложе-
ний к закону о санации началась спу-
стя год после вступления его в силу, в
Думу этот пакет поправок поступил, к
сожалению, только в конце нынешней
осени. В предвыборной ситуации за-
конодатели не успевают рассмотреть
весь комплекс поправок, но депутаты,
к моему приятному удивлению, заня-
ли очень конструктивную позицию:
они не берут на себя смелость прод-
левать закон о санации бессрочно, но
готовы продлить его на три года.
БДМ:
С материальной стороной
возможных санаций мы разобра-
лись. А вне материальной сферы
достаточно ли у АСВ полномочий,
инструментов, чтобы «разруливать»
ситуацию? Либо нужны какие-то до-
полнительные?
Когда какая-либоорганизацияутверж-
дает, что ей не хватает полномочий,
чтобы решить поставленные перед
ней задачи, она, как правило, распи-
сывается в своей беспомощности и
неумении использовать те полномо-
чия, которые есть. Оговорюсь, что так
бывает не всегда: наверное, возможны
ситуации, когда каких-то полномочий
действительно не хватает.
Я не могу пожаловаться на недо-
статок полномочий у АСВ. Мы поста-
рались прописать в уже упомянутом
комплексе законодательных предло-
жений то, что нам требовалось, — в
первую очередь, придание закону
постоянного характера. Что касается
предложений по совершенствованию
механизмов санации, то они направ-
лены не на расширение наших полно-
мочий, а на более эффективное и ре-
зультативное проведение процедур
финансового оздоровления.
И если говорить о необходимо-
сти каких-то дополнительных воз-
можностей, то это, скорее, не в адрес
АСВ. Мы уже достаточно давно счи-
таем необходимым установить уго-
ловную ответственность за фальси-
фикацию финансовой отчетности,
за утрату первичных документов.
И здесь речь не о расширении на-
ших полномочий. Мы хотим, что-
бы у правоохранительных органов
появилась возможность привлекать
к ответственности лиц, совершив-
ших эти, на наш взгляд, достаточно
опасные деяния, представляющие
серьезную опасность общественным
отношениям.
Ведь что в действительности озна-
чает предоставление регулятору недо-
стоверной отчетности? Это означает,
что Банк России не может дать адек-
ватную оценку состояния банковской
системы в целом. А применительно к
конкретному банку — оценку его фи-
нансовой устойчивости, и как след-
ствие, не имеет возможности принять
своевременное решение об отзыве ли-
цензии. Когда, наконец, это решение
принимается и АСВ приходит в банк,
выясняется, что стоимость его активов
только на 2% покрывает обязательства
перед кредиторами. Когда мы начина-
ем изучать наиболее крупные сделки
банка за последние три года, обнару-
живаем, что по многим из них отсут-
ствует первичная документация. Мы
понимаем, что многие активы банка
были выведены, а соответствующих
документов, которые послужили бы
основанием для предъявления обви-
нения руководству банка, нет. В ре-
зультате многие недобросовестные
банкиры уходят от ответственности, а
предприятия, державшие в банке свои
денежные средства, остаются ни с чем:
декабрь 2011
Банки и деловой мир
13
позиция
Болезни нашего банковского сектора
известны давно и после кризиса никуда
не делись