Важное значение в аграрной магии придавалось гуля-
ниям молодежи в полях с непременной обрядовой трапе-
зой, главным блюдом которой были яйца или яичницы,
сделанные «на урожай». О магической роли хождения в
посевы девушек и молодок говорится в семицких песнях.
В целом особое значение женского компонента в земле-
дельческих обрядах связано с мифологическим пред-
ставлением о женской природе земли. В ряд молодежных
развлечений входили круговые игры с мотивами сеяния,
роста, созревания (мак, просо, лен); наиболее популяр-
ные в это время песни с любовно-эротической тематикой
в данной обрядовой ситуации могли рассматриваться как
заклинание на урожай.
Составляя часть аграрно-магического действия, риту-
альное объединение девушек, а часто и молодок, во время
праздничных шествий, гуляний, «кумления», качания на
качелях, катания яиц, вождения хороводов имело и неко-
торое специфическое значение, отражающее, возможно,
более древние представления. Согласно им, девушки и
молодки принадлежали к одной половозрастной группе,
социальный статус которой определялся их физиологи-
ческим состоянием перехода от девичества к материн-
ству. Обряд был призван манифестировать девичью силу,
«пик девичьей зрелости», и готовность к браку и рожде-
нию детей. Впервые в нем принимали участие девушки-
подростки, достигшие этого возрастного периода, что
характеризовало их как полноправных членов молодеж-
ного коллектива. Инициационный характер проявлялся,
например, в играх и хороводах с прядильно-ткацкой сим-
воликой, отдельные фигуры девичьего хоровода носили
название процессов ткачества: навивать, сновать, кишку
снимать (кишка — основа для холста, снятая со сновалок),
надевать, ткать. Участие в нем символизировало причаст-
ность молодой девушки к миру важнейших женских заня-
тий, ее владение ими, что являлось важнейшим критерием
качественной характеристики любой крестьянки.
Во время обходов исполняли песни магического ха-
рактера. Шествия по полям сопровождались песнями-
заклинаниями на урожай; в них подчеркивалась продуци-
рующая роль девушек и молодых женщин, совершавших
хождения.
«Ой, где девки шли, там и рожь густа,
Ой, где вдовы шли, там трава росла,
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли, там цветы цветут,
Ну, цветут цветы по всей улице да по бережку,
Что по бережку, под кусточками».
Мы не претендуем на истину в последней инстанции,
относя к женским языческим праздникам славян
Маслени-
цу
. Тем не менее некая женская составляющая в нем про-
слеживается.
По одной из версий название этого праздника являет-
ся одним из имен богини Лели. Подстать своему игровому
имени, Леля является одной из самых многоликих богинь,
представая перед людским родом то в облике любвеобиль-
ной девочки (аналог Амура), то ликом бледным— нежной
девушки, а на весеннее равноденствие — в пышном теле с
румяными щеками. Сама же Масленица, как гласит тради-
ция, — сорока бабушек внучка, тридцати братьев сестра,
трех матерей и одного отца дочка. По древнему преданию,
Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями
своего отца — Мороза, до тех пор, пока ее не заметили
люди, попросившие помочь им согреться, скоротать су-
ровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением
весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей,
явилась к людям и устроила честной пир на весь мир.
Главным яством великого праздника Масленицы стал
блин— в славянской языческой традиции символизирую-
щий Солнце.
«Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,
В блинах поваляться, сердцем потешиться.
Масленица — красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
Трех матерей дочка, кветочка, ягодка, перепелочка».
Посолонь (то есть по солнцу, по часовой стрелке) за-
кручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не
узнали злые духи. Скоморохи показывают представле-
ние, им помогают колоброды (слово «коло» обозначает
круг).
«Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...
И сыр и творог — все летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...»
Масленица имеет и второе название —
Комоедица
.
Откуда оно пошло? Сейчас сразу за Масленицей у право-
славных христиан наступает Великий пост. Но раньше
было по-другому.
Сразу за Масленичной неделей следовала Комоеди-
ца—медвежий праздник. По поверьям, в эту пору медведь
(лесной хозяин, воплощение самого Велеса) просыпается в
120
Банки и деловой мир
март 2012
качество жизни:
повторение пройденного