БДМ:
Однако есть же у нас особенно запущенные про-
блемы: те же дороги, жилищно-коммунальное хозяйство,
судебная система, правоохранительная — перечислять
устанешь… А начинать-то с чего?
Наверное, с того, чтобы понять и сформулировать: чего
же мы хотим? Я еще раз говорю, что сам по себе термин
«модернизация» означает всего лишь желание что-то по-
менять — но что конкретно, во имя чего и какими сред-
ствами? Будучи апологетом банкизации, я могу подробно
аргументировать свою точку зрения — почему я так за нее
ратую. Да потому, что банкизация дает человеку реальную
возможность развиваться самостоятельно, не цепляясь за
помощь государства. Скажем, получив банковскую ссуду,
он может открыть свое дело (если, конечно, государство
будет защищать и заемщика и кредитора, стимулировать
снижение процентной ставки и доступность банковских
услуг), которое будет кормить и его и семью, а по мере
дальнейшего развития — создавать новые рабочие места.
Именно так возникают многочисленные точки устойчиво-
го экономического роста. Но не только этот аспект важен.
Став архитектором собственной судьбы, человек начинает
по-другому воспринимать власть, осознав очевидную ис-
тину: это он содержит власть на свои налоги, а не наобо-
рот. Значит, он, гражданин, имеет право влиять на власть
и потребовать, чтобы она в полной мере выполняла свои
обязанности перед обществом в целом и перед ним, кон-
кретным человеком, в частности.
Тем не менее я полностью отдаю себе отчет в том, что
самая полная и успешная банкизация сама по себе — не
решающий фактор развития. Что толку в доступных кре-
дитах, если половина этих денег заведомо уйдет не на рас-
ширение бизнеса, а на взятки и поборы? Если предприни-
матель ждет от полиции не защиты, а «наездов», если он
не может рассчитывать на относительно скорый и спра-
ведливый суд? Пока мы живем в условиях такой тотальной
незащищенности, впору говорить не о модернизации, а об
элементарной расчистке жизненного пространства от на-
копившейся грязи.
Значит, первоочередной задачей остается построение
политической, судебной, правоохранительной систем,
основанных на разделении властей, на обратной связи меж-
ду властью и обществом. Причем каждая система должна
быть прозрачной и понятной всем членам общества.
БДМ:
Иными словами, речь идет о выстраивании граждан-
ского общества?
Именно. Причем как власть влияет на общество, так и оно
должно оказывать влияние на власть. Надо же понимать,
что различные общественные институты, группы, партии
выражают мнение разных слоев общества — а оно сегод-
ня в России, наверное, более многослойно, чем где-либо.
В нормально работающей системе эти голоса учитывают
при выработке законов, а прокуратура, суд, полиция обе-
спечивают правоприменение и защищают законные права
своих граждан. А сейчас интересы граждан и представи-
телей власти нередко идут как бы «параллельными курса-
ми», не пересекаясь.
Простой житейский пример: на оживленной улице
работает снегоочиститель, а на тротуаре собралась целая
группа сотрудников ДПС. Вы думаете, кто-то из них пы-
тается регулировать движение, чтобы
облегчить ситуацию или предотвра-
тить возможное столкновение? Ни-
чего подобного, им это даже в голову
не приходит — благо «синих ведерок»
нет, а значит, по их логике, и регули-
ровать нечего. Безопасность сотен
проезжающих обычных машин их не
волнует. Не потому, что полицейские все сплошь плохие
люди, просто система так выстроена. Стоит ли удивляться,
что поляризация общества и власти (а полиция — тоже
власть) пока лишь нарастает.
Может показаться, будто я ушел в сторону от эконо-
мических проблем — но это не так. Потому что модерни-
зировать страну исключительно «сверху» не получится —
самые замечательные планы и программы останутся на
бумаге, если в процесс не включатся самые рядовые испол-
нители. А чтобы включиться, они должны понимать, что
и ради чего они делают. Другими словами, надо синхро-
низировать власть и граждан на достижение общественно
значимых целей.
БДМ:
Вообще то, о чем вы говорите, Гарегин Ашотович,
относится к области идеологии…
Называйте, как хотите: идеологией, жизненной фило-
софией, пропагандой. Вернусь на минуту к Нидерлан-
дам, о которых уже упоминал. Все, кто там бывал, пом-
нят, какая это ухоженная, чистенькая страна — просто
«конфетка». Но не все, быть может, знают, что такой ее
сделал труд людей, годами вручную насыпавших дамбы,
чтобы отвоевать землю у моря. Причем каждый из них
отдавал себе отчет в том, что плодами этого труда вос-
пользуются в лучшем случае внуки и правнуки. Вот что
способна сделать жизненная, если хотите, национальная
философия.
БДМ:
Так не вложишь же голландский менталитет в рос-
сийские головы. К тому же наших людей столько обма-
нывали и кормили обещаниями «светлого завтра», что
они, по-моему, уже изверились.
Сам по себе термин «модернизация»
означает всего лишь желание что-то
поменять — но что конкретно, во имя чего
и какими средствами?
8
Банки и деловой мир
апрель 2012
позиция