3
Чем больше частного капитала будет
вложено в модернизацию, тем эффек-
тивней это будет для страны. Расходы госу-
дарства на модернизацию — это издержки
системы на поддержание и развитие себя за
счет граждан и бизнеса. Расходы частного
бизнеса — это развитие собственного дела,
собственной базы для увеличения при-
были. Дополнительным сдерживающим
фактором преобладания государственных
затрат на модернизацию является непро-
зрачность расходования средств, направ-
ляемых в казну в виде налогов. И третьим
фактором за преобладание частных инве-
стиций над государственными в вопросе
модернизации можно назвать опыт стран,
где модернизация прошла или проходит
наиболее успешно.
4
Государственные банки осуществля-
ют финансирование крупных ин-
фраструктурных проектов за счет средств
бюджета, выделенных на данные цели.
Участие в финансовой цепочке приносит
госбанкам свою долю прибыли. Сегодня
частные банки принимают участие в реа-
лизации данных проектов в качестве аген-
тов госбанков. Естественно, частные банки
готовы напрямую выступить партнерами
государства по модернизации, используя
собственные сети, свою клиентскую базу.
Вполне реален и вопрос софинансирова-
ния модернизационных проектов — при
достаточной коммерческой заинтересо-
ванности частного капитала, выраженной
в доходах или налоговых преференциях.
Сегодня же отказ государства частным
банкам в доверии и партнерстве является
серьезным сдерживающим фактором мо-
дернизации. Государству надо менять под-
ходы, избавляться от фобий. Я уверен, что,
в конце концов, государство сделает шаг в
правильном направлении.
5
Модернизация сегодня — пока еще
затратный проект. Он требует уси-
лий, вложений, политической и граждан-
ской воли инициаторов. При затратном
проекте рыночные стимулы не работают
или работают в долгосрочной перспек-
тиве. Уверен, что для частных кредитно-
финансовых учреждений требуется специ-
альное стимулирование на первом этапе
модернизации. В дальнейшем заработают
рыночные механизмы.
6
Сегодня уже совершенно очевидно,
что только государственных ини-
циатив, средств и контроля недостаточно,
чтобы запустить механизм модернизации.
Как я уже говорил выше, требуется тес-
ное взаимодействие государства, бизнеса
и гражданского общества. В том числе и в
вопросах контроля.
1
Я считаю, что главное, что нужно мо-
дернизировать, — это общественную
модель, которая сегодня превалирует как в
зарубежных странах, так, к сожалению, и в
России. Эта модель — общество потребле-
ния. Государство стимулирует потребле-
ние «в чистом виде», либо через денежно-
кредитную систему, либо через бюджетную
систему. И именно развитие этой модели до
апогея стало причиной нынешнего кризи-
са, который по сути — кризис долгов, осно-
ванный на неэффективном расходовании
ресурсов общества. Да, Россия стоит особ-
няком во всей этой системе, но по одной
простой причине — нам, как всегда, «по-
везло» в этот раз с ценами на энергоносите-
ли. Вместо того чтобы занимать, как другие
страны, мы те же самые деньги получаем от
бешеной стоимости нефти. Хотя и сама эта
высокая цена является следствием того са-
мого апогея потребления по всему миру.
Поэтому модернизация тупиковой,
как оказалось, модели должна быть кар-
динальной. Нужно начинать развивать не
потребление, а раскрытие человеческого
потенциала. Главная задача модерниза-
ции — сделать людей самодостаточными,
способными принимать решения, не ори-
ентируясь только на потребности первого
порядка. Но они для этого должны быть
Модернизировать нужно общество
потребления
Александр НЕПОМНЯЩИЙ
Заместитель председателя
правления Азиатско-
Тихоокеанского Банка
48
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ